1

Даша Малахова: «В школе должны работать успешные люди»

Актриса, телеведущая, основатель кулинарной студии «Картата Потата» Даша Малахова открыла общеобразовательную школу Claris Verbis. Этой осенью начал занятия один седьмой класс, а уже в следующем году школа планирует работать в полном формате.

Для блога Lenovo Даша рассказала, почему создала Claris Verbis, чем учеба там отличается от обычного образования и что нужно школе, чтобы воспитать счастливых и самодостаточных детей.

Даша, в вашей кулинарной студии «Картата Потата» дети учатся не просто готовить, а чувствовать мир на вкус и на ощупь. В мире, где ребенку на кухне чаще всего говорят: «Отойди», «Не трожь», «Не играй с едой», — это необычный подход. Школа Claris Verbis так же сильно отличается от традиционной системы образования?

У нас привыкли считать, что «инновационное», «альтернативное» — это обязательно что-то, что направлено в другую сторону. В этом смысле Claris Verbis — классическая школа. Мы лицензированы в МОЗ, используем общепринятую учебную программу. Только подход к обучению у нас совершенно другой, мы работаем в другом ритме.  

«Картата Потата» появилась 10 лет назад. О детской кулинарии тогда никто не задумывался, мы были первыми. А сейчас эту идею используют вовсю, проводят мастер-классы в ресторанах. Мне кажется, с нашими образовательными идеями тоже так получится: через какое-то время они будут актуальны во многих украинских школах.

А как пришла идея открыть общеобразовательную школу?

Мне некуда было водить собственного ребенка. Матяшу было некомфортно, неинтересно в его школе. А я из тех людей, которые, если их что-то не устраивает, берут и делают это по-своему, так, как считают нужным.

Благодаря образовательной реформе каждый украинец получил возможность открыть собственную частную школу. Мы воспользовались этим шансом. Сейчас набрали один класс, экспериментальный, а со следующего года объявим полный набор.

Эта реформа — огромный шаг для украинского образования. До нее частные альтернативные школы вели двойную игру: детей учили по одной программе, а для районных администраций и министерства образования существовал параллельный журнал. Сейчас эти требования аннулированы, и можно работать в открытую, совершенно искренне и честно, именно учить, а не имитировать обучение. И я уверена, что в следующие 10 лет нас ждут невероятные события в украинском образовании.

Даша, расскажите подробнее, какой подход к обучению вы выбрали? Кто разрабатывает учебные планы, методики?

У нас великолепный руководитель учебного процесса Инна Демина. Она использует методику интегрированных предметов. То есть в одном предмете у нас объединены, например, точные науки: алгебра, геометрия, физика, черчение и труды. В другом — природные науки: биология, химия, физика (но уже под другим углом), география. У нас есть история литературы, преподаем основы гуманизма — этот предмет, мне кажется, вообще основное, что дети должны изучать в школе.

При этом черчение и труды так же важны, как физика или языки. Мне всегда казалось неправильным, что дети поглощают в школе столько информации, но едва ли могут применить ее на практике. Мне хотелось, чтобы они чувствовали практическую пользу того, что изучают, чтобы ощущали силу знаний в руках, а не на бумаге. Чтобы подросток дома мог элементарно вырезать и постелить кусок линолеума. «Мы учимся не для школы, а для жизни» — таков наш неофициальный слоган.

Наравне с IQ мы развиваем и EQ — эмоциональный интеллект, который делает нас людьми. Сейчас много разговоров о том, что нас во всех профессиях скоро заменят роботы. Но есть вещи, которые доступны только человеческому разуму: критическое мышление, нестандартный подход, аналитические навыки — не диджитал-аналитика, а ситуативный живой анализ, благодаря которому мы иногда принимаем совершенно неожиданные решения. Все это мы и стараемся развивать в нашей школе.

Ну и главное, мы хотим, чтобы ребенок учился не под давлением внешних данных, а потому что ему это нравится и интересно, чтобы он сиял изнутри.

Dariya_Malahova_lauth

А что должно присутствовать в образовании подростка и вообще в школе, чтобы ему было интересно, чтобы он сиял изнутри?

Прежде всего, не должно быть насилия, как физического, так и психологического. Это именно тот элемент, который заставляет ребенка замереть или кусаться, или бежать. Мы уважаем личность каждого ученика. Хотя и приходится в некоторых моментах строго обозначать границы.

Вот, например, коробка с мобильными телефонами — они у нас не разрешены. Так что в Claris Verbis нет вседозволенности, мы прививаем самодисциплину, в том числе и на собственном примере.

Если говорить о том, что должно быть, — в первую очередь это понимание, сострадание к подростку.

Средняя школа — очень сложный период. Подросток в этом возрасте перегружен гормонально, эмоционально нестабилен, он учится управлять сложнейшей конструкцией — самим собой. Ему действительно очень непросто. Но никто не понимает этого, не входит в положение, не поддерживает. Отсюда большинство подростковых проблем. Поэтому, я думаю, сострадание должно быть на первом месте.

Во-вторых, мне кажется важным, чтобы в школе с детьми работали успешные люди. Под «успешными» я подразумеваю не «богатые» или «известные», а «самореализованные». Это люди, которым приносит счастье то, что они делают в жизни.

У детей мало жизненного опыта, зато очень развита интуиция, и они тонко считывают внутреннее состояние своих учителей. Вы можете говорить им что угодно, но они чувствуют, что стоит за вашими словами. Вот почему неуспешный, не реализовавший себя учитель не может сделать успешным своего ученика.

Третий важный момент — уважение. Оно должно присутствовать фоном в школьных отношениях. Уважение руководства к педагогам, уважение педагогов к детям и друг к другу, уважение детей к сверстникам, учителям и к школе в целом.

Мне кажется, в такой связке, где есть сострадание и понимание, где есть сильные жизненные примеры и взаимное уважение, закладывается мощная основа на всю жизнь.

Современные подростки очень технологичны. Какое внимание уделяется в Claris Verbis информационным технологиям? Чему вы учите детей в этом направлении?

Сегодня у нас как раз целый день IT, дети занимаются этим предметом около шести часов.

Нам очень повезло с преподавателем IT. Ему 19 лет, он учится в КПИ, уже довольно давно ведет кружки по информационным технологиям. Он очень «заразный» айтишник — любит свое дело и просто светится им.

Нам важно, чтобы изучение IT-технологий не было фикцией, как во многих школах. Мы делаем обучение практичным. Чтобы дети могли писать какие-то элементарные программы, чтобы они понимали, как в принципе работает сфера информационных технологий, что такое кибербезопасность и DarkNet, как вести себя в сети.

Paints_and_Lenovo

Вернемся к вопросу о практическом применении знаний. Помогаете ли вы детям сориентироваться в мире профессий, определить, в каком направлении им интересно развиваться?

Да, обязательно. Мы приглашаем на уроки гостей из разных профессиональных сфер. Нам важно, чтобы дети видели реальных, «включенных» людей, горящих своим делом.

На занятия по экологии к нам приходили экоблогеры, дети делали с ними совместные проекты. У одного из наших учеников папа занимается киберспортом, и это тоже очень интересно. В ближайшее время начнем ходить всем классом на экскурсии к родителям на работу. Нам повезло в том плане, что у многих родителей очень необычные профессии — на стыке разных компетенций и сфер.

Дети должны понимать, что сейчас уже нет строго очерченных профессий. В каждой сплетаются несколько направлений, каждая требует навыков и знаний из ряда параллельных сфер. Поэтому сегодня нельзя ограничиваться изучением одного-двух любимых предметов, нужно быть разносторонне развитым.

Сейчас много разговоров о том, что дети в школе никак не тренируют свои soft skills, и в целом их мало учат понимать себя, взаимодействовать с обществом и друг с другом. Работаете ли вы с этим в Claris Verbis?

Я вообще думаю, что soft skills ­— это самое важное, что может дать школа. Потому что в университете, в корпорации каждый будет сам за себя. Если ты не умеешь общаться, договариваться, находить общий язык — это катастрофа.

Мы стараемся, чтобы у детей было много неформального общения, как между собой, так и с учителями. Преподаватели завтракают и обедают с детьми, обсуждают разные вопросы. Возможно, в следующем году, когда придет больше детей, такое организовать будет сложнее, но пока все так. Потому что ребенку важно уметь общаться не только со сверстниками, но и с людьми на улице, с продавцом в магазине, с коллегами. Так он учится не бояться общения и взаимодействия с внешним миром.

У нас развита командная работа. Если ребенок не успевает по какому-то предмету, мы объединяем его с тем, который круто разбирается, и они вместе работают над групповыми проектами. Кроме того, что это помогает подтянуть знания, это еще и серьезно «прокачивает» их умение объяснять, договариваться, распределять задачи и т. д.

Прошло не так много времени, чтобы говорить о результатах. Но как вам кажется, дети оценили процесс обучения и саму школу? Удалось ли вам добиться сияния изнутри, о котором вы упоминали вначале?

Кто-то из великих педагогов говорил, что взрослые считают образование чем-то вроде таблетки: выпил ее — и выздоровел. Но это очень длительный, сложный процесс. И чем он более долгий и плавный, тем более полноценный.

Да, еще рано говорить о серьезных результатах, но дети действительно идут в школу с желанием, и это бесценно.

Мы постарались снять основной груз, который создавал напряжение и негатив. В частности, вместо домашних заданий у нас проектная работа, которую дети тоже выполняют в школе. Ребенок в 18:00 уходит из школы, и он совершенно свободен. Над ним не висит необходимость весь вечер что-то зубрить, решать. Не накапливаются несделанные уроки и стресс, связанный с ними.

Это дает интересный эффект. Я вижу по сыну: он преуспевает в биологии, химии — это предметы, которые появились только в нынешнем году, и он не принес в них негативный опыт из прошлой школы, не чувствует в них себя «лузером». А математика и украинский язык идут слабее: раньше он учил их в других условиях, и уже есть стереотип, что они сложные, скучные и ужасные. Он только привыкает, что эти предметы тоже могут быть интересными.

Так что да, результат есть, вы же сами видите их лица. Но школа есть школа, это, безусловно, нелегкий труд.

Dariya_and_students

Даша, а какая роль отведена технологиям в вашей жизни? Что из них помогает вам в работе?

Я только привыкаю к диджиталу и технологиям. У меня есть некоторые функциональные особенности, сложности с обучением, с концентрацией внимания. В связи с ними мне легче позвонить человеку, чем написать. Или, например, когда нужны продукты на мастер-класс, мне проще самой поехать и все купить, чем составить шопинг-лист для ассистента.

Откровенно говоря, это сильно мешает творчеству. Когда у тебя много идей, ты можешь считать их очень крутыми, но без реализации они ничто. Каждую идею важно подготовить: прописать, продумать, променеджерить. И тут уже без технологий никуда.

Поэтому сейчас я работаю над самодисциплиной — стараюсь максимально вести коммуникацию в электронном виде. Стремлюсь качественно прописывать рецепты, все инструкции, шопинг-листы, совершенствую то, что писала раньше. Я стала большим поклонником «гуглдоков». Хотя по-прежнему все лонгриды пишу в телефоне, и вообще много чего в нем делаю.

А вот мой сын без компьютера просто жить не может. Это то, в чем он находит свою силу. У него, кстати, Lenovo.

Наверное, на этом этапе развития сыну нужен такой компаньон, который поможет ему воплощать его идеи. А мне комфортнее работать с людьми, с моей командой.

Мы в Lenovo поддерживаем подход к образованию, который выбрали Даша и школа Claris Verbis. Дети должны учиться в атмосфере доверия, принятия и уважения. Им важно видеть перед собой примеры, к которым можно стремиться, и обязательно нужна возможность интегрировать знания в повседневный опыт.


Поделитесь с друзьями

Также по теме

Рубрики

Разделы