1

Ключевые тенденции развития СМБ

По различным данным в Украине средний и малый бизнес (СМБ) создает от 15% до 59% добавленной стоимости, а на таких предприятиях трудоустроено 79,1% работающего населения страны.

Могут ли малые и средние предприятия (МСП) конкурировать с крупным бизнесом, располагающим большими возможностями и бюджетами? В каком направлении двигаться и на каких аспектах сосредоточить внимание? Какие IT-решения помогут добиться успеха?

Операционный директор, руководитель направления СМБ компании Lenovo Виталий Паланчук, в рамках Киевского Международного Экономического Форума обозначил ориентиры на пути развития, основные тенденции и возможные сложности, с которыми сталкиваются представители сегмента.

СМБ и крупный бизнес: в чем сегодня заключаются отличия

  • Структура. Для сегмента СМБ характерна простая структура, как правило, у таких компаний небольшой штат. Залогом эффективности на этом уровне станет применение облачного сервиса, который позволит реализовать четкую постановку задач и их выполнение в указанные сроки. Простая структура обеспечивает также необходимую гибкость: если меняется рынок, бизнес может быстро измениться вместе с ним.
  • Командный дух. Крупный бизнес вынужден тратить много времени и денег на построение сплоченной и эффективной команды, преодоление  возможных сложностей и формирование здоровой атмосферы. В то же время, в СМБ эти вопросы решаются быстрее в непосредственном общении.
  • Направленность на потребителя. СМБ намного ближе к клиенту, так как могут быстро и надежно коммуницировать с конечным потребителем продукции. Крупные компании тратят большие средства на то, чтобы отправить посыл потребителю, и еще больше денег тратят на получение и обработку обратной связи.
  • Обязательства. Важное отличие малых и средних предприятий — меньшее количество обязательств, в том числе на уровне налогообложения.

Уникальность на фоне массового производства

Первая тенденция, на которую стоит обратить внимание, — уникальность товара или услуги. Нишевые продукты востребованы потребителями, дают возможность выделяться. Кроме того, для крупных компаний нишевое производство связано со слишком высокими рисками. В такой ситуации представители сегмента МСБ имеют серьезные шансы на успех за счет гибкости и подверженности меньшим рискам, чем большие организации.

Проблемы и барьеры на пути развития

Масштабное исследование помогло выяснить основные сложности, с которыми сталкиваются некрупные предприятия, а также дать конкретные рекомендации бизнесу по преодолению возможных преград. Стоит сконцентрироваться на четырех ведущих аспектах и уделить внимание технологическим решениям, которые смогут помочь развитию на каждом этапе:

Поиск клиентов

Чтобы преуспеть, бизнес может опираться на сравнительно недорогой digital-маркетинг — при наличии достаточных навыков и умений запустить мощную рекламную кампанию онлайн не составит труда. На помощь придут и облачные технологии, благодаря которым легко подключать к проекту аутсорсеров в сфере дизайна или рекламы.

Подбор персонала

Потребуется умение и возможность подбирать людей с необходимыми для бизнеса качествами и навыками. Коммуникационные способности приобретают решающее значение, по сравнению с классическими. Умение работать в команде, лидерство, критическое мышление, техника общения и понимание принципов выстраивания отношений оказались более значимыми по мнению 56% опрошенных рекрутеров. Даже большинство соискателей (81%) считают, что такие навыки важнее классических знаний и умений. Это означает, что образование должно быть переориентировано из источника классических знаний в источник коммуникационных.

Конкуренция

Необходимо точно знать своих конкурентов и их продукт. Помочь лучше понимать конкурентов уже сейчас может искусственный интеллект, обеспечивающий сбор и обработку информации.

Стоимость продукции и возможность финансирования

Различные кампании и облачные сервисы на аутсорсинге помогут понять, где и как сэкономить бизнесу. Финансирование — одна из ключевых проблем для СМБ, поскольку привлечь капитал всегда сложно. И тогда в помощь приходит краудфандинг или отсроченная прибыль. Популярна и отсрочка оплаты, которая дает возможность привлечь новых клиентов. Важно, чтобы эта отсрочка платежа была надежна и увеличивала доход.

Внедрение технологий — найти подходящую и оказаться на гребне волны

В Европе использование технологических решений в работе СМБ растет с каждым днем. Так, сейчас наблюдается шестая волна развития технологий. Периодичность волн становится чаще, а их длительность все меньше, но, тем не менее, количество используемых IT-решений с каждой волной значительно увеличивается. Поэтому для бизнеса важно найти оптимальную технологию, которая поможет оказаться на вершине.

Трансформация — естественное состояние компании

Сегодня естественным состоянием для любого предприятия СМБ становится движение и развитие. Если раньше нормой был периодический переход компании из одного состояния в другое, то сейчас сам процесс трансформации — это исходное состояние бизнеса, «status quo». Остановка означает крах. А значит, предлагая услугу или продукт, стоит понимать, что он должен ускорять развитие бизнеса, а не останавливать его на каком-либо этапе.

Поделитесь с друзьями

Также по теме

Рубрики

Разделы