Осознанное потребление — экотренд с глубоким смыслом, позволяющий минимизировать отходы за счет повторного использования ресурсов. Украинский бренд LITKOVSKAYA применяет sustainable-подход и делает вклад в развитие экологичной моды, которая дарит вещам вторую жизнь. Об устойчивости, осознанности и коллаборации с Lenovo мы поговорили с Лилией Литковской, основательницей бренда.
Чтобы обозначить проблему, вначале нужно раскрыть понятие Fast Fashion (быстрая мода). Что это такое?
Это мода, похожая на фастфуд: быстро удовлетворил «хотелку», выбросил и забыл. Она доступная, трендовая, но такие вещи не оставишь в наследство детям.
Почему мир моды стремительно идет к устойчивости?
Потому что индустрия осознает свою ответственность за будущее планеты и за то, как общество относится к потреблению.
«Большие дела начинаются с маленьких шагов».
Можно ли считать бренд LITKOVSKAYA устойчивым и почему?
Я думаю, всегда есть к чему стремиться, но уже сейчас мы делаем все, чтобы бизнес можно было назвать этичным и устойчивым. Мы создаем внесезонные вещи, которые не привязаны к временным трендам, и хочется верить, что они будут актуальны всегда. К тому же мы используем натуральные материалы и техники переработки винтажных тканей — все для того, чтобы давать новую жизнь старым вещам. А еще в рамках нашей небольшой компании мы сортируем мусор. Верю, что большие дела начинаются с маленьких шагов.

Расскажите, пожалуйста, о фильме «Action: Sustainable Fashion: Artisanal by LITKOVSKAYA».
Это фильм, снятый в рамках Ukrainian Fashion Week. Команда проекта пообщалась с дизайнерами, которые продвигают тему устойчивой моды в нашей стране. Рада быть в их числе. Фильм презентовали в рамках No Season Season в феврале этого года (2021 — прим. Ред.). В нем использованы кадры, снятые в Карпатах при подготовке фильма об Artisanal, который мы показали на Неделе моды в Париже прошлой осенью.

Часто ли састейнебл несет дополнительные идеи, кроме экологичности? Расскажите о сотрудничестве с карпатскими мастерицами.
При разработке линии Artisanal мы сразу поняли, что современными представлениями о традиции здесь не обойтись. Если хочется наполнить вещи смыслом и силой, нужно обратиться к кому-то, из-под чьих рук десятилетиями выходили удивительные полотна, вобравшие энергию этой земли. Так мы начали искать мастериц в Карпатах, в тех местах, где традиция живет и имеет цену. Вещи, созданные на старых ткацких станках по многовековой технологии, расшитые и раскроенные вручную, полотна с неповторимыми узорами наполнены живой любовью. Мы хотели сохранить это ощущение в коллекции.
Какие ткани считаются устойчивыми?
Те, при создании которых окружающей среде не нанесен вред. Это два вида тканей: органические и из переработанных материалов.

В Украине находится самое большое в Европе поле льна, выращивается техническая конопля. Как вы думаете, почему наша страна практически не производит ткань из этого сырья?
Несмотря на то, что у меня есть много талантливых коллег, известных во всем мире, модную индустрию Украины все еще сложно назвать развитой. Нам есть над чем работать и чему учиться — в частности, как грамотно использовать доступный ресурс.
«Линейка Artisanal — результат всего, что я и моя команда узнали за 15 лет работы в модной индустрии».
Несколько лет назад мир украинской моды стал знакомиться с понятием «устойчивая мода». Расскажите о вашем участии в истории ее становления.
Линейка Artisanal — результат всего, что я и моя команда узнали за 15 лет работы в модной индустрии. Она о том, что создавать можно всегда, о цикличности, колесе Сансары и о том, что Лина Костенко назвала бы «кожен фініш — це по суті старт». Мы очень рады, что в 2020 году бренд LITKOVSKAYA получил награду за устойчивость по мнению экспертов Best Fashion Awards.

В деми-кутюрной линейке Artisanal вы используете лоскутки, винтажную фурнитуру и переработанные материалы из старых коллекций. Расскажите об этом подробнее и раскройте понятие «апсайклинг».
Посредством Artisanal мы рассказываем всему миру, что украинская традиционная культура самобытна и способна удивлять. Главное всегда хранится где-то в глубине. Линейка Artisanal создана из переработанных материалов: мы брали старые полотна, остатки тканей с производства и винтажные вещи, разбирали их на ленты и ткали новые вещи на старых станках. Для меня в этом есть особенный символизм, цикличность созидающей энергии в мире, возможность передать любовь давно ушедших творцов новым владельцам вещи.
Расскажите о коллаборации бренда LITKOVSKAYA с компанией Lenovo.
В рамках коллаборации мы создали чехлы для флагманского лэптопа Lenovo YOGA в той же технике, которую используем при создании линейки Artisanal. То есть это не только красиво и функционально (лэптоп — одна из редких вещей, которые мы берем с собой практически каждый день), а еще и sustainable.

Как вы думаете, какими еще способами можно приблизить общество к теме осознанной моды?
Люди должны отовсюду слышать идею, что новое — не всегда лучшее, а выбрасывать дважды надетое платье попросту неэтично, ведь на его изготовление ушло много ресурсов. Нужно показывать, как создаются вещи, и со временем осознанное потребление станет хорошим тоном повсеместно.
Что могут делать бренды в рамках КСО (корпоративной социальной ответственности), чтобы стать более устойчивыми?
Когда ты заслужил быть услышанным и у тебя есть своя аудитория, нужно транслировать правильные с глобальной точки зрения вещи. Своим примером бренды могут показывать необходимость осознанного потребления, апсайклинга и устойчивого образа жизни.

Работая в тандеме, бренд LITKOVSKAYA и компания Lenovo продемонстрировали: sustainable-подход в производстве способен изменить сознание людей и пробудить интерес к этичному и осознанному потреблению. Бизнесы, которые придерживается принципов устойчивости, приближают экологичное будущее нашей планеты.