1

Академия ДТЭК: «Скрыть восторг от обучения с VR-шлемом было невозможно!»

Академия ДТЭК одна из первых в Украине использовала шлемы виртуальной реальности для обучения сотрудников электроэнергетического сектора. Тестовая группа электромонтеров ДТЭК, которые в обычных условиях работают с оборудованием под напряжением, смогла безопасно изучить ответственный технический процесс в виртуальной реальности.

Почему в компании решили интегрировать VR-технологии в процесс обучения сотрудников? Как проводится обучение специалистов ДТЭК? Чего удалось достичь в пилотном обучающем проекте, и как VR-шлемы Lenovo Explorer могут помочь снизить аварийность на производстве? Об этом рассказали директор по устойчивому развитию ДТЭК Александр Кучеренко и менеджер Академии ДТЭК Инна Осадчук.

aleksandr-kucherenko-dtek

Александр, в чем, по вашему мнению, заключаются основные изменения рынка труда Украины за последние пять лет? Как на эти изменения реагирует сфера корпоративного и бизнес обучения?

В 2014 году наступил кризис не только в экономике, а и на рынке труда Украины. Опытных менеджеров нельзя было просто «перекупить» за деньги. Корпорации выбирали стабильность, а не риск. В то время мы наблюдали спрос на менеджеров, которые могли за короткий срок сделать бизнес более эффективным. И таких было немного, часть из них запустили собственный бизнес, часть — уехала за рубеж. В этих реалиях нужно было удерживать и развивать свой персонал, тогда как бюджеты на развитие сотрудников сводились к нулю.

Со временем компании осознали важность выращивания экспертов внутри, поэтому появился спрос на управленческие программы, развитие soft skills, стратегические сессии. Мы в ДТЭК не стали жертвовать развитием персонала в тот период и максимально сохранили все образовательные программы в период кризиса.

kucherenko

Как повлияло на работу компаний промышленного сектора появление на рынке труда новых поколений с другими ценностями? Изменило ли это подходы к подбору персонала? Как именно?

Представители поколения Y уже работают на предприятиях ДТЭК. Мы продолжаем активно создавать условия для их привлечения, осознавая, что завтра они будут управлять нашим бизнесом. Поэтому перемены в HR начались еще вчера: мы исследуем ценности, адаптируем обучение и программы карьерного развития для сотрудников Y и даже Z. Именно поэтому внедряем инновационные методы в работу. И обратили внимание на VR-технологии. Важно понимать, что на производственных предприятиях работают разные поколения, а значит, наша культура и ценности должны учитывать все сложности такого микса. Обучение играет важнейшую роль в этом процессе, позволяя разным поколениям быть более эффективными.

Inna_Osadchuk_ThinkPad

Инна, перейдем к инновационному VR-проекту. Поделитесь, для кого был создан обучающий тренажер в виртуальной реальности? Для каких поколений и направлений бизнеса?

У ДТЭК существует три основных направления бизнеса: добыча угля, генерация электроэнергии и ее дистрибуция. Для этих сфер, не похожих друг на друга, мы выбрали некую сквозную рабочую функцию, присущую каждой из них. Возьмете ли вы добычу, генерацию или дистрибуцию, везде будет выполняться вывод какой-либо электрической ячейки в ремонт и обратный ввод в эксплуатацию. Этот процесс мы и вложили в программу тренажера виртуальной реальности.

Тренажер был разработан при тесном сотрудничестве нашего бизнеса по генерации электроэнергии и внешнего провайдера — компании Sensorama под кураторством Академии ДТЭК.

Мы обратились к разработчику программного обеспечения Sensoramа с просьбой порекомендовать шлем, основное оборудование тренажера. Рекомендации отдали на рассмотрение нашим техническим специалистам. Они выбрали Lenovo. Как эксперт по обучению на производстве, я довольна выбором. Техника удобная и качественная. И нам также интересно опробовать и новое поколение — беспроводной шлем Lenovo.

По завершении разработки мы передали тренажер для обучения на наших производственных предприятиях в других городах.

Inna_Osadchuk_Lenovo_Explorer

Представители каких профессий проходят обучение в VR?

Электромонтеры и электрослесари. Эти профессии связаны со значительным риском. Работа с напряжением до и свыше 1000 В регламентирована правилами технической эксплуатации электростанций и сетей. Все четко нормировано, прописано, для каждой операции предусмотрены инструкции. Вплоть до того, когда нужно надевать и снимать диэлектрические перчатки.

Главная цель обучения — научить персонал правильно, в определенной последовательности выполнять то, что прописано в инструкции. На уровне автоматизма. Обучить последовательному выполнению операций лучше, чем этот VR-тренажер, не сможет, пожалуй, никакое другое приспособление. Кроме того, мы исключаем присутствие учеников без опыта работы в зоне повышенной опасности, потому что выполнить, к примеру, оперативные переключения без навыка невозможно. А получить его на реальном оборудовании, работающем под высоким напряжением, тоже нет возможности. Теперь у нас есть тренажер, позволяющий отрабатывать этот навык, когда и сколько нам нужно.

Сколько человек уже прошли обучение?

Сначала мы показали программу топ-менеджерам Академии, получили от них одобрение, передали дальше. Программу уже протестировали на предприятии, где она будет внедряться, — на Кураховской ТЭС. Тестовая группа состояла из 15 человек.

Сколько шлемов вам понадобилось для этого проекта?

Шлем Lenovo Explorer пока один. Это пилотный проект, и мы начинали его с опаской. У виртуальной реальности есть как плюсы, так и минусы. К примеру, людей может укачивать. Одним из наших требований к разработчикам ПО как раз и было то, чтобы сотрудники не испытывали дискомфорта при обучении. И это пожелание было учтено.

Кроме того, в силу постоянных изменений нормативных документов и разного уровня подготовки сотрудников, мы пришли к формату, позволяющему обучать людей индивидуально. Считаем это достижением. Если перед нами разновозрастная группа, то чтобы определить уровень каждого, нужно много времени. Индивидуальное обучение, программа, время усвоения знаний решают эту проблему. Сдал экзамен — хорошо, не сдал — вот тебе еще, учи. В этом смысле один шлем — этого пока достаточно. Но мы планируем масштабироваться и очень ждем, когда VR-шлемы станут беспроводными. Тогда наша мобильность будет практически безграничной, и мы сможем использовать шлемы на наших предприятиях повсеместно.

Кроме того, практически на каждом предприятии у нас — промышленные музеи. И рассказать об истории компании, показать возможности наших бизнесов, на мой взгляд, без виртуальной реальности невозможно.

DTEK_Lenovo_Legion_Lenovo_Explorer

Какой была первая реакция сотрудников разных поколений на предложение поучиться чему-то в VR-шлемах?

Прекрасная разная реакция (улыбается). Сначала это были топ-менеджеры, которые привыкли быть во всем лучшими. Когда такой человек надевает шлем и не понимает, что ему нужно делать, он чувствует себя неловко. Они пытались избежать некоторой растерянности. Но это быстро прошло. И скрыть восторг уже было невозможно! Сразу посыпались вопросы: «Как это можно применять? А в каких темах?».

Сотрудникам постарше было сложнее. Им нужно было объяснить, куда нажимать, что делать. Более молодые сотрудники, надев шлем, сразу говорили: «У меня дома приставка, для меня это все знакомо, здесь нет вообще ничего страшного». Я просто поразилась: им не нужно было ничего объяснять. Раз — и человек сам все делает!

Inna_Osadchuk_Lenovo_Legion

А как справлялись со сложностями сотрудники постарше?

У нас уже есть опыт. Когда мы стали внедрять компьютерные технологии в учебных центрах на предприятиях, мы увидели эту бешеную разницу между поколениями. Когда приходит на обучение возрастной рабочий, он может не пройти тест только потому, что не знает, куда смотреть, куда нажимать… Это даже не наши замечания. Сами сотрудники говорили об этом: «Конечно, посадили меня с молодым, который про все это знает и дома в компьютерные игры играет. А я что? Я же всего этого никогда не видел!». Но зато эти 50-летние люди приходят домой и говорят своим детям и внукам: «Я сегодня получил пять на экзамене, когда проходил тест на компьютерном тренажере». А потом они идут на работу довольные и рассказывают, что наследник сказал: «Батя, ты крутой!». Это мотивирует и сразу меняет отношение к процессу.

Как в компании пришли к идее попробовать VR для обучения? Какая проблема сподвигла к подобным размышлениям?

Проблема одна. И у промышленных предприятий она очень животрепещущая — это аварийность и травматизм. Мы понимаем, что будут приходить новые люди разного возраста, с разным образом мышления... И нам необходим инструмент, который будет нивелировать эту разницу и, в зависимости от продолжительности, приводить к нужным нам результатам в процессе обучения.

Почему VR… У нас есть несколько компьютерных тренажеров. В первую очередь это отдельные тренажеры для работников ТЭС, в программу которых заложен функционал котлотурбинного цеха. На таких тренажерах можно отрабатывать, к примеру, остановку и пуск в работу котлоагрегата. Чтобы вы понимали, его высота — до 50 м. Это громадная машина, которая работает на пару и топливе. Если выйдет из строя такой агрегат, то мало не покажется. Поэтому нам нужны такие тренажеры, которые помогают отрабатывать рабочий пуск, рабочую остановку и аварийные ситуации. И в конце концов мы пришли к VR-тренажерам, поскольку другое учебное оборудование обходится в миллионы гривен. Но когда этих миллионов нет, я считаю, что VR-технологии — это палочка-выручалочка. С ними можно работать постепенно. Появились деньги — разработали часть программы. Внедрили. И так далее.

ThinkPad_Hands

Как прошел переход VR-навыков в реальную жизнь?

До начала работы над тренажером мы промониторили рынок. И нам показали ролик одной из компаний, где съемка для VR была просто прекрасной: стены белые, трубопроводы чистые, хорошо выкрашенные задвижки, все надписи отрисованы. У меня возник вопрос: это реальные рабочие условия? У нас не так. Котел — это пыль, от которой нужно избавляться даже в электроцехе.

Поэтому мы пошли и провели съемку на нашем реальном рабочем предприятии, при нашем освещении, в наших условиях, с нашими ячейками и т. д. Благодаря этому, когда мы надевали шлем на наших специалистов, все легко узнавали местность. Им не были нужны даже стрелки на полу. Они знали, куда идти. Потому что это — наше. Это виртуальная реальность, но она максимально приближена к действительности.

Inna_Osadchuk_ThinkPad_DTEK

Как планируете дальше использовать VR-шлемы? Какие следующие опции будете отрабатывать?

Сначала мы продолжим эту опцию. Она отснята и готова только наполовину: вывод электроячейки в ремонт. Следующий шаг — ввод в эксплуатацию после ремонта. Но мы уже получили запросы от наших бизнесов. Один из них — пошаговый порядок технического обслуживания шахтных электровозов. И еще один важный запрос — разработка и обучение по плану ликвидации аварий, который напрямую влияет на безопасность. Ведь аварийность — это один из самых важных и животрепещущих вопросов для промышленных предприятий.

Промышленное производство — сложный и не всегда безопасный сектор. Виртуальная реальность поможет научить специалистов промышленных компаний быть готовыми к любой ситуации. А благодаря этому наш мир точно изменится в лучшую сторону.


Поделитесь с друзьями

Также по теме

Рубрики

Разделы