Компания Lenovo расширяет горизонты и вдохновляет людей по всему миру, предлагая действительно революционные решения в сфере дизайна и технологий. Подразделение по разнообразию продуктов Lenovo (Product Diversity Office, PDO) начало свою работу в 2020 году. Работники отдела проектируют и разрабатывают смарт-устройства, учитывая особенности пользователей и предусматривая разные сценарии использования. Именно благодаря этому решения Lenovo являются одновременно инклюзивными и общедоступными. Продукты международного бренда подходят каждому, независимо от физических способностей и возможностей.
Ада Лопез: от учительницы биологии до программного менеджера PDO
Ада Лопез даже не мечтала о том, что карьера учительницы биологии в средней школе приведет ее в область дизайна и инноваций.
Как программный менеджер подразделения Lenovo по разнообразию продуктов (PDO) Ада общается с экспертами разных отраслей и проверяет устройства на инклюзивность и общедоступность на каждом этапе производства.
Ее путь начался с простого желания поддерживать детей в беде с помощью образования. Ведь в свое время именно образование стало спасительной соломинкой для юной Ады.
Путь к мечте — тернистый и преисполненный надежды
Девушка родилась на Кубе, но в пять лет переехала с матерью в Соединенные Штаты. Когда Аде исполнилось 11, ее мать погибла в автомобильной аварии. Девочка оказалась в системе опеки и заботы.
«Я все время искала жилье, — вспоминает Ада. — За семь лет в приемных семьях сменила восемь мест жительства. Я старалась найти собственный дом, чтобы не оказаться в приюте, поэтому уделяла много внимания налаживанию отношений с людьми. Мне было важно ощущать связь с кем-то, ведь в то время я была очень, очень одинокой».
В 16 лет, снова без крыши над головой, Ада обратилась за помощью к бывшему учителю социологии, чтобы понять, как стать независимой от системы опеки. А он согласился взять девушку к себе в дом, пока она получит образование.
«Мои учителя по-настоящему понимали меня, — вспоминает Ада. — Я верила, что образование — это выход из моей ситуации, поэтому, когда нужно было поступать в университет, я знала, что хочу изучать естественные науки. Но я также знала, что хочу изучать педагогику, чтобы помогать детям в беде и дарить им надежду, как в свое время ее подарили мне».
После окончания университета Ада начала преподавать биологию и быстро нашла общий язык со своими учениками. «Дети постоянно рассказывали мне о своей жизни, — говорит она. — Та связь всегда была важной для меня».
Новые возможности для каждого ученика
Именно на эту способность устанавливать связь с другими Ада будет опираться позже, чтобы помогать детям с особыми потребностями. В 2006 году девушка начала преподавать в средней школе и оказалась в классе, где более 28% учеников нуждались в индивидуальном учебном плане, созданном с учетом их трудностей в обучении или физических недостатков. Без достаточного финансирования и ресурсов Аде пришлось импровизировать.
«Мы не всегда располагали необходимым программным обеспечением для ноутбуков, — говорит она. — И новые технологии открыли возможности для каждого. Я могла подготовить разные уроки для разных учеников: детей с аутизмом, недостатками зрения или другими проблемами. Это давало им возможность сохранять свою независимость и вместе с тем принимать полноценное участие в учебном процессе».
Те годы в школе станут основой работы Ады в области инклюзивности. Опыт работы в классе дал ей возможность получить должность продакт-менеджера для научного ПО К-12 в той же компании, программами которой она пользовалась во время занятий. Ада углубила свои знания с помощью ряда инициатив: интерактивной книги по астрономии, мастер-классов по кодированию робототехники, партнерства с национальными школами для слепых. Женщина работала под руководством экспертов в области инклюзивности, многие из которых имели инвалидность.
«Я открыла для себя целое сообщество людей с недостатками зрения, о котором я раньше ничего не знала, — говорит Ада. — В науке мы часто используем диаграммы, поэтому я создавала их письменные описания, которые можно было использовать как альтернативный текст во время чтения с экрана. Тогда я тесно сотрудничала с директором по инклюзивности, который был почти полностью слепым. Он возвращал мою работу со словами: “Я этого не понимаю, это не дает ясной картины”. Я научилась искать решение с точки зрения пользователя».
Помочь собственному ребенку — помочь миру
Ада все больше понимала необходимость доступности в образовании в своей профессиональной жизни, но еще не осознавала, насколько важной будет для нее эта работа. Когда ее сыну исполнилось два года, женщина заметила, что он как-то странно воспринимает информацию.
«Нам сделали несколько анализов еще в начале, но окончательных выводов не было, — вспоминает женщина. — Я не могла понять что, но что-то однозначно было не так. У сына появились проблемы с речью, мы начали терапию. Я учительница, поэтому знаю, как должен происходить процесс обучения. Мой ребенок отставал уже в детском саду».
Лишь когда ее сын был в третьем классе, Ада смогла идентифицировать его дислексию — диагноз, который годами прятался от анализов, тестов и воспитателей.
«Я — член Международной ассоциации дислексии, я много читала, старалась следить за новейшими достижениями, — говорит Ада. — И все равно было чрезвычайно тяжело обеспечить получение образовательных услуг на должном уровне. Дело в том, что трудности в обучении имеют разную специфику для каждого человека».
Сейчас ее сын учится в седьмом классе. Ада смогла решить большинство проблем и оказать сыну необходимую поддержку. Его история отражает истории миллионов людей в мире, которые живут с инвалидностью или другими недостатками и не имеют возможности пользоваться услугами, доступными большинству. Аде хорошо знакома эта проблема. Так что именно это вдохновляет ее на проверку всех этапов создания и выпуска новых технологий. Она должна удостовериться — они работают для всех людей, независимо от их физических способностей и возможностей.
«Проблема доступности стала личной для меня, — говорит Ада. — Все началось с того, что я хотела помочь своим ученикам. Потом я была поражена тем, как современные технологии помогают людям с недостатками зрения. Это казалось мне невероятным! Сейчас я радуюсь, что имею весь этот опыт за плечами, ведь мой ребенок остро нуждается в моих знаниях в этой области».
Lenovo: новейшие технологии — шаг к инклюзивному обществу
Ада осознала связь между собственным увлечением проблемой доступности и миссией отдела PDO разрабатывать решения, которые будут подчеркивать разнообразие пользователей. В январе 2021 она заняла должность программного менеджера в компании Lenovo. Женщина стремится использовать собственные знания и помочь той части населения, которая не имеет возможности полноценно пользоваться услугами.
«Очень тяжело переделать уже имеющуюся систему с точки зрения инклюзивности и универсальной доступности. Это почти невозможно, — объясняет она. — Если вы заинтересованы в создании универсально доступных продуктов, это должно быть приоритетом изначально, а не попыткой исправить ситуацию задним числом».
Главная цель протокола «Диверсификация с помощью дизайна» отдела PDO компании Lenovo направлена на то, чтобы учитывать факторы инклюзивности и разнообразие еще на ранних этапах процесса и руководствоваться ими во время разработки и изготовления продуктов.
«Я вспоминаю своих бывших учеников, — говорит Ада. — Некоторые из них были просто невероятными! Поэтому создание новых продуктов с мыслью о таких людях и принятие во внимание их потребностей во время разработки новых технологий и решений предоставляет им возможность поделиться своими талантами. Если в наших силах осуществить хоть одно крошечное изменение, которое позволит таким людям свободно взаимодействовать с миром, то в результате общий фонд знаний человечества расширится — мы все выиграем».
Как компания Lenovo в Украине помогает подросткам из интернатов, читайте в материале «Быть первыми — быть ответственными».