1

«Жалею, что раньше не играла в компьютерные игры». 59-летняя Татьяна сражается в Counter-Strike и прыгает в резиночки с дочерью

Что круче – Counter Strike или казаки-разбойники? Способны ли современные дети оторваться от компьютеров, чтобы поиграть во дворе? Вместе с компанией Lenovo и благотворительным фондом «Жизнелюб» мы устроили батл поколений — взрослые люди играют со своими детьми в любимые игры детства. И рассказывают о том, почему состояние души важнее возраста в паспорте. 

Компания Lenovo и благотворительный фонд «Жизнелюб» собрали уникальную команду игроков 55+ в Counter-Strike. 22 сентября 2019 года пятерка «жизнелюбов» сразилась и одержала победу над своими соперниками из Швеции — командой Silver Snipers — в шоу-матче во время фестиваля Comic Con на арт-заводе «Платформа».

Читай историю 56-летней Галы и ее сына Максима, а также 61-летнего Олега Павловича и его сына Андрея.

Герои

Ageless Shooters

Татьяна, 59 лет*.

По профессии — инженер-механик бродильных производств. В 90-х создала фирму по ремонту мягких кровель, а позже занялась машинной вышивкой. Среди клиентов Татьяны — известные бренды, депутаты, певцы, компании из Канады, США, Великобритании, Израиля. В фонде «Жизнелюб» Татьяна прошла курсы SMM и B2B-продаж.

*Материал опубликован в онлайн-журнале БЖ в 2019 году.


Ageless Shooters

Дочь Настя, 35 лет.

Графический дизайнер.




Об играх детства

Татьяна: Я выросла в селе Садовое Житомирской области. Отец был ветеринарным врачом, а мама работала на плантациях хмеля. Наш дом находился прямо у плантации — это был наш лес. Играли там в казаки-разбойники, жмурки, банки. Мы были вечно ободранные — у хмеля острые шишки, да еще и с какой-то смолой. Когда моешься, все тело печет, как будто зеленкой помазали.

Игрушек у нас не было, сами делали себе шпаги, рогатки. Во дворе я всегда была атаманом. Любила читать, поэтому у меня всегда было много идей для игр.

У нас в семье было четыре сестры, я была самой младшей. Отец ждал сына, поэтому, когда я родилась, он меня воспитывал как мальчика. Никогда не ходил на разборки, говорил: «Решай свои проблемы сама». Были и драки. Меня это закалило, привыкла, что все проблемы решаю сама, не жду, что кто-то принесет мне что-то на блюдечке с голубой каемочкой.

В детстве я часто болела и лежала в больницах. Как-то увидела, что соседка по палате вяжет спицами. Мне это безумно понравилось, захотела научиться. Но спицы в селе не продавали, зато у отца был велосипед. Я вытащила из колеса две спицы, заточила об камень и научилась вязать — не знала, как набирать петли, но придумала свой метод. Конечно, потом я за это от отца получила. Когда уже в киевском Дворце пионеров я вела кружок по вязанию, пришлось учиться вязать заново — не будешь же детей учить неправильному способу.

Еще у нас были классики. Но не обычные, а с баночками. Нужно было не просто прыгать из квадрата в квадрат, а еще и пинать ногой банку из-под ваксы. Игре в резиночки нас научила девочка, которая приехала к бабушке из Киева. Это был фурор на все лето. Саму резинку тоже нужно было где-то добыть! Иногда это была резинка из родительских трусов.

До 1964 года у нас в селе не было электричества, а когда его провели, наша семья первой купила телевизор. На каникулах показывали сериал «Капитан Тенкеш». В нашу комнату набивалась вся улица, сидели друг у друга на голове. Родителей дома не было, но перед их приходом нужно было навести порядок — не дай бог где-то уголок ковра будет завернут.

Еще у каждой семьи был огород. У нас было 60 соток, мама следила, чтобы на них не было ни травинки. А мне же хотелось погулять! Без меня друзья играть не начинают. Значит, бегут ко мне и помогают. Потом кому-то нужно было перенести дрова — родители колют, а дети всем двором собирают.

Я любила уличные игры за чувство локтя, взаимовыручку. Благодаря им я научилась находить выход из любой ситуации.

Ageless Shooters

Настя: Мы жили на Соломенке в Киеве, у нас был очень дружный двор — не было ни драк, ни конфликтов. Играли в основном в игры с мячом, в выбивного, светофор, что-то в духе казаков-разбойников.

В светофоре был вожатый, он называл цвет, стоя спиной к остальным игрокам, и они должны были найти этот цвет у себя на одежде. Если он был, игрок переходил на другую сторону. У кого не было, тот бежал, а вожатый должен был его ловить. Кого поймали, тот и водит дальше.

Прыгали в резиночки, но в нашем дворе были в основном мальчики, так что это была не слишком популярная игра. Мальчики в основном выполняли роль дерева.

Игры во дворе составляли обычный досуг, компьютера у нас не было, по телевизору не всегда было то, что хотелось смотреть. Компьютер появился в 2000 году, когда я уже поступила в институт. Но я все равно успела поиграть — сначала в Doom, «Еретика», а потом появились ролевые игры, RPG.

Ageless Shooters

О современных играх

Татьяна: Я всю жизнь считала компьютерные игры чем-то ужасным. Все, во что я играла, — это тетрис, шарики и Zuma. А стрелялки игнорировала. Настя меня приглашала поиграть в бродилки, но я считала, что это не для меня.

А сейчас просто обидно, что я до сих пор не играла! Благодаря играм тренируется память, скорость реакции. Врачи говорят, что Counter-Strike — отличная профилактика болезни Альцгеймера. А еще во время игры выделяется адреналин, к мозгу приливает кровь, таким образом прокачиваются сосуды.

Современные дети много времени проводят у компьютеров, они более развиты в плане освоения технологий, это хорошо. Но хочется, чтобы им было интересно играть и на улице. Мне нравятся квесты, где задействованы и технологии, и игра на воздухе. Например, есть такая игра — одна команда прячет где-то в городе сувенир, тебе дают его координаты по телефону, а ты потом ищешь.

Ageless Shooters

Настя: Я до сих пор очень люблю игры. В ролевых играх у тебя есть персонаж и ты развиваешь его скилы — силы, способность к магии, умение чем-то владеть. Добываешь ему разный стафф и проходишь сюжетную линию игры. Это совсем другой мир. Я не очень люблю стрелялки, потому что они имитируют нашу реальность. А в ролевых играх создают специальную реальность, свой мир. Кроме этого, от твоих действий зависит концовка. Помню, в институте мы играли с друзьями в разных направлениях, а потом сравнивали, у кого что получилось — обсуждали, кто нашел какие-то тайники.

Компьютерные игры развивают мелкую моторику. Врачи рекомендуют играть даже тем, кто перенес инсульт. Когда ты целенаправленно стараешься управлять своими руками, это не так эффективно, как в процессе какого-либо интересного занятия.

Я очень рада, что мама увлеклась компьютерными играми, потому что за все время, пока у нас есть компьютер, она дальше Zuma не продвигалась. Сколько раз я ей ни предлагала, это не помогало. Разве что пробовала играть с нами на приставке Xbox с Kinect (сенсорный игровой контроллер — прим. Ред). Там все интуитивно просто, не нужно изучать дополнительно правила. Можно, например, поиграть в боулинг.

Ageless Shooters

О Counter-Strike

Татьяна: С Counter-Strike я познакомилась благодаря «Жизнелюбу». На отбор в команду 55+ попала случайно — записалась, не разобравшись, а потом мне говорят — это стрелялки. В «Жизнелюбе» есть правило: если дважды записался на мероприятие и не пошел, тебя заносят в черный список и потом месяц не разрешают записываться на другие активности. Поэтому я решила: нужно идти.

На тестировании стреляли по статичным фигурам, примерно как в тире. Еще со школы я неплохо стреляю — у нас была военная подготовка, стреляли из воздушки. Так что тестирование прошла легко. А потом оказалось, что нужно тренироваться каждый день. Я думала, это будет что-то вроде тира, но игра намного сложнее — там есть и стратегия, и тактика, нужно успевать менять оружие, драться на ножах.

Наши тренеры все хорошо продумали — сначала нам показали, как менять оружие, бегать, подпрыгивать. С каждым новым занятием тренировали новые навыки.

Самым сложным для меня было освоить комбинации клавиш левой рукой — чтобы поменять гранату, нужно четыре раза клацнуть, там — подпрыгнуть, там — присесть, там — нажать на Shift, чтоб тихонечко пройти. Бывает, хочешь подпрыгнуть, а вместо этого выбегаешь вперед, и тебя убивают.

Это такой адреналин! Бывает, заложили бомбу, нас двое, мы должны выбежать, Сан Саныч кричит: «Беги! Не бойся! Если тебя убьют, это не как в жизни, ты возродишься все равно!»

Дочь в восторге от моего увлечения. Говорит, у них весь офис — мои фанаты.

Ageless Shooters

О разнице поколений

Татьяна: Современные люди более гибкие и приспособленные к жизни. У нас было так: закончил институт, получил распределение и работаешь. Мало кто не работал по своей специальности всю жизнь. Сейчас все учатся на одной специальности, а потом без проблем переучиваются и делают что-то другое. Молодые не боятся пробовать новые занятия и профессии. Конечно, сейчас появилось больше возможностей.

Хочется, чтобы мне сейчас было хотя бы 35–40. Хочу продолжать играть в Counter-Strike. Даже если этот проект закончится, думаю, мы будем и дальше тренироваться, участвовать в соревнованиях.

Настя: Поколение, которое выросло у экранов компьютеров, лучше приспособлено к современной жизни. Но если у нас вдруг произойдет Апокалипсис, то, думаю, старшее поколение лучше справится с проблемой. У них есть навык делать что-то своими руками и думать, выходя за рамки прямого предназначения вещей.

Я считаю, что будущие поколения будут еще более пластичны и мобильны. Например, отпадет желание обзаводиться постоянной квартирой или машиной как символом состоятельности. Уже сейчас многие от этого отказываются. Ты можешь жить в Украине и через интернет работать где угодно. А если возникнет необходимость — переехать в другую страну. Проще это делать, когда ты не так сильно привязан к вещам.

Ageless Shooters

О возрасте

Татьяна: Я работаю до сих пор. Не представляю, как это — выйти на пенсию и ничего не делать. Прошла курсы по SMM и B2B-продажам. Потом параллельно начала участвовать в двух проектах — тренировках в команде по Counter-Strike и стажировке на «1+1» как менеджер на ресепшен. А еще продолжаю вести свой бизнес. Времени не хватает ни на что! Из дома выхожу в 6:40, а возвращаюсь около 21:00.

Люблю все время пробовать что-то новое. Через «Жизнелюб» я нашла подруг. Мы знаем друг друга сравнительно недолго, но такое чувство, что дружили всю жизнь. Однажды мы ехали на такси и все время о чем-то болтали, смеялись. В какой-то момент наш таксист не выдержал — и как засмеется: «Ну, девчонки, вам, наверное, в душе по 17». А мы говорим: «По 15!»

Ageless Shooters

Настя: Мне очень нравится, что мама в своем возрасте остается активной. Я видела много примеров, когда люди депрессуют из-за того, что закончился какой-то этап в жизни.

У меня на работе теперь даже есть пятиминутка «Как дела у моей мамы» — я рассказываю, что мама пошла на боулинг, теперь — на Counter-Strike, а еще на курсы B2B, а до этого — на курсы SMM, а еще теперь она стажируется на «1+1». Обычно мне отвечают: «А мой папа купил мотоцикл».

Мне нравится ее трудолюбие. У поколения моей мамы очень сильно менялась жизнь, и люди, которые не страдали по этому поводу, а менялись вместе с ней, многое приобрели. Пластичность — очень хорошее качество.

У современного поколения уже нет такого понятия, как пенсия. Когда работаешь в одной области, у тебя накапливается большой багаж знаний, который можно монетизировать. Даже в возрасте можно вести консультативную деятельность, вебинары.

В возрасте своей мамы я точно буду играть в игры. Даже ремонт у меня дома мы делали под Kinect, а еще у меня есть специальный шкаф для настольных игр.

Раньше считалось, что если ты развлекаешься, то это зазорно. Нельзя было пренебречь интересами государства в угоду своих. Я считаю, что смысл жизни — в том числе и в получении удовольствия. Жизнь одна, какой смысл постоянно страдать?

Источник: БЖ

Поделитесь с друзьями

Также по теме

Рубрики

Разделы