Интервью с основателем клиники SQLAB Святославом Ханенко о том, что такое биохакинг, почему сила воли не работает и о важности постановки целей.
Продуктивность в решении задач бизнеса, достижение желаемых результатов в разных сферах жизни — ключом ко всему этому остается здоровье. Ухудшение самочувствия или эмоциональное выгорание могут надолго выбить из привычного ритма. Мы все знаем о профилактике и ЗОЖ, но почему-то они не всегда приносят ожидаемый эффект. Оказывается, есть способ не просто лечить болезни, а управлять здоровьем, причем достигать конкретных измеряемых результатов. Это — биохакинг. О том, как он работает, рассказал основатель первой в мире клиники биохакинга Святослав Ханенко.
Биохакинг — громкое название. Это направление вызывает немалый интерес, многим импонирует утверждение о том, что «здоровье — проект, которым можно управлять». Чем такой подход отличается от простого ЗОЖ?
Давайте представим на конкретном примере. Вы — человек, который ведет здоровый образ жизни, старается правильно питаться, делать зарядку, высыпаться, возможно, и медитировать. Но при этом вы не зафиксировали отправную точку.
Биохакинг — это не только правильные привычки. В данном случае здоровье оцифровано, получило конкретную оценку. Поставлены четкие цели: вы понимаете, чего и когда хотите добиться, и, помимо правильных привычек, используете и другие возможности. Это — в первую очередь, о данных.
Можно сказать, что вы работаете с big data?
Смотря что называть big data. Если это небольшое количество данных о большом количестве людей, то нет. Но биохакинг переворачивает многие представления. У нас действительно есть big data — мы собираем данные не очень большого количества людей, но по огромному количеству параметров.
Мы измеряем, обрабатываем и помогаем получать желаемые изменения по очень большому количеству показателей — более 2 тысяч. Это и есть персонализированная медицина. Невозможно даже представить себе, что могут существовать два одинаковых человека, когда мы тестируем их по нескольким тысячам параметров.
При традиционном подходе говорят о миллионах пациентов с одинаковым диагнозом и предлагают лечить их по одной схеме. Но все люди разные. И биохакинг выявляет эту специфичность. Он дает возможность понять, что представляет собой здоровье конкретного человека в данный момент, что привело к таким результатам и что нужно делать, чтобы добиться конкретных, понятных, измеряемых целей через установленный промежуток времени. Биохакинг определяет, какими методами можно влиять на здоровье конкретного человека, как эти методы внедрять. Именно данные являются ключиком. И вот это ломает стереотипы, поскольку немногие люди привыкли относиться к своему здоровью, как к проекту. А проект — это, в первую очередь, данные: сроки, ресурсы, измеряемые параметры.
Какие исследования вы используете, чтобы определить эту отправную точку здоровья?
В нашем понимании здоровье — это измеряемое благополучие тела, разума, духа, социальных связей и окружающей среды. Все эти пять составляющих влияют друг на друга.
Чтобы объективизировать здоровье, нужно пройти комплексное обследование. Оно состоит из девяти основных блоков. Речь о генетике, молекулярном здоровье, клеточном здоровье, функциональном здоровье (силе, выносливости, структуре и форме тела), здоровье абсолютно всех внутренних органов. Также исследуем здоровье кожи — она дает очень много информации, которую могут не предоставить ни анализы, ни УЗИ. Далее анализируем ежедневные привычки: питание, потребляемую воду, сон, психоэмоциональный баланс, физическую культуру и вредные привычки. Все это оцифровывается, превращается в данные, отталкиваясь от которых можно поэтапно улучшить привычки. Это произойдет не сразу — идея быстро превратить завсегдатая фаст-фуда в ЗОЖника провалится по умолчанию. Мы это прекрасно понимаем и мотивируем действовать поэтапно.
Внимание также уделяем ментальному здоровью человека и его целям во всех направлениях жизни. С каким бы запросом человек ни обращался, если речь не идет об острой боли, основной мотив кроется не в его физических и даже не в ментальных параметрах. Он касается главных сфер жизни: работа, отношения, социальное взаимодействие. Для получения результатов очень важно нащупать данный мотив, чтобы пациент понимал, ради чего он это делает.
При таком большом количестве данных человеку очень легко в них потеряться. Поэтому важно обучать пациента, объяснять, зачем нужно исследовать столько параметров и как ежедневные действия помогут решить конкретные задачи.
Это уже работа с осознанностью?
Да, с осознанностью. Почему-то это слово многих пугает. Но мы осознанно выбрали данный путь. Мы никому не предлагаем решение, которое даст мгновенный эффект. Сразу предупреждаем человека, что будет в какой-то мере дискомфортно. Придется перестроить фокус своего внимания. Люди не привыкли измерять такое количество параметров, не привыкли даже задумываться об этом каждый день. Но если человек полюбит процесс и будет продолжать работать над собой, он увидит преимущества, которые никогда не возникают резко. Достаточно сравнить результаты до начала программы и после трех месяцев работы: они могут отличаться на 20–30%.
Непросто выдержать период, когда видимых изменений нет. Вы как-то помогаете людям преодолевать такие сложности?
Если возникает вопрос «Как это выдержать?», то это невозможно. Можно только понять и полюбить процесс обучения, увидеть, что за ним стоят огромные перспективы. Представьте: с течением времени вы становитесь не менее, а более здоровым. Это много лет дополнительной жизни, позднее наступление старости и утрата трудоспособности в более дальней перспективе. В основном биохакинг подходит людям, которые не привыкли жить сегодняшним днем, а мыслят стратегически, понимают, для чего бы им хотелось иметь достаточно личного ресурса, чтобы в полной мере самореализоваться.
Как вы пришли в это направление?
Это долгая история, стечение большого количества обстоятельств. Я родился в семье медиков, где всегда, еще с далеких 1980-х годов, интересовались инновациями, в том числе, связанными с образом и качеством жизни. Я даже не рассматривал другие варианты, всегда хотел быть доктором, заниматься чем-то связанным с качеством жизни.
Под влиянием отца я понял, что хотел бы преодолеть демографический кризис в Украине. Вот так в 16 лет я осознал свою миссию. С тех пор насчитал 13 раз, когда ставил на карту все: когда, с одной стороны, были быстрые выгоды здесь и сейчас, а с другой — движение по неизвестному пути, но по направлению к своему предназначению.
К биохакингу я пришел после того, как получил международное образование, объездил весь мир. Еще когда работал семейным врачом, понял, что нужно заниматься управлением здоровьем, а не лечением болезней.
Когда появилась клиника, решил помогать другим людям управлять здоровьем и применять биохакинг. Поскольку модель была новая, мне нужно было ее протестировать. Прошел обследование, всесторонне изучил свое здоровье, понял, что уже есть отклонения.
Вот так я пришел к биохакингу: уже в осознанном возрасте, сделав многократный рискованный выбор по направлению к своему предназначению. Я помогал управлять здоровьем другим людям давно — самостоятельно провел более 10 тыс. превентивных осмотров. Но управлять своим здоровьем начал только когда открылась клиника SQLAB. С тех пор из года в год я становлюсь все более здоровым.
Как вы подбираете специалистов для работы в клинике? Предусмотрены ли для будущих сотрудников обучающие программы внутри клиники?
Для работы в нашей клинике обязательны медицинское образование и желание рассматривать человека, как комплексную систему, а не как «нарезку» из диагнозов или данных отдельных органов.
Я записал онлайн-курс для пациентов, но программу для докторов еще не сделал. Обучение происходит в процессе работы. Я бы хотел на этом сконцентрироваться: подготовить программу и стандартизировано обучать докторов.
Недавно вы рассказывали о биохакинге на онлайн-мероприятии компании Lenovo, а в клинике используете инновационную технику бренда. Как она вам в работе, в каких задачах помогает сотрудникам?
Сперва мы использовали технику другого бренда — нужны были большие экраны, чтобы максимально иллюстрировано показывать пациентам картину здоровья, обучать их. Но когда начали развивать административное направление, понадобилась предельно надежные и прочные устройства, так как клиника находилась в одном здании, а офисное помещение — в соседнем. Для таких задач мы осознанно выбрали ноутбуки ThinkPad E от Lenovo.
В условиях офисной работы самое главное — чтобы техника не сбоила, не притормаживала, чтобы не садилась быстро батарея, не отваливались какие-то кнопки. Моя оценка устройств Lenovo — это очень надежные ноутбуки, отлично справляющиеся с поставленными задачами. Я понимаю, что мы используем возможности техники даже не на 50%. Но устройства Lenovo не создают проблем, как иногда бывает с девайсами других «капризных» брендов, когда возникают сложности с обновлениями или дорогим сервисом.
Если вернуться к вопросу здорового образа жизни, можете ли вы дать какие-то рекомендации? Как удержаться от соблазнов? Работает ли в этой сфере искусство маленьких шагов?
Всегда нужно отвечать себе на вопрос: «Зачем?» Есть такая китайская поговорка: стратегия без тактики — самый долгий путь к победе, а тактика без стратегии — суета перед поражением. Следовательно, прежде чем браться за изменение своих привычек, нужно отдавать себе отчет, что это будет непросто. Если делать это через насилие над собой, то либо не сработает, либо сработает на какое-то время и потом даст обратный эффект.
Кроме того, нужно понять, зачем вам это нужно, чего вы хотите добиться. Если хотите просто поиграться с какими-то параметрами, то энтузиазм быстро пройдет и вы потратите время впустую. Нужна большая цель, для которой вам нужен ресурс. Могут понадобиться связи, деньги — все, что угодно. Но в основе любого такого вторичного ресурса лежит ваш собственный ресурс — ясность мыслей, заряженность, какой-то элементарный уровень здоровья. В жизни нам для всего требуется энергия и ее нужно постоянно «майнить». При этом тратить меньше, чем зарабатывать — каждый день должен заканчиваться с позитивным профитом. Когда вы накопите запас, вам не грозит выгорание.
Поэтому первая рекомендация — не делать ставку на силу воли. Вторая — найти свою большую цель. Третья — понять, что для ее реализации нужна энергия. Дальше появляется техника. Нужно начать мониторить параметры, отталкиваясь от них, ставить себе цель.
Из конкретных рекомендаций: стоит измерить уровень витамина D, который снижен у 99% людей. И поставить себе цель за три месяца вывести его в оптимальный «коридор» — 50–70 нг/мл. Также стоит обзавестись биоимпедансными весами — они нужны всем. Важно знать не только вес, а и его структуру. Еще я бы рекомендовал обзавестись трекером, который мониторит параметры сна, воспаления, сердечно-сосудистые индексы и уровень стресса.
Также важно найти правильного семейного врача, который мыслит категориями управления здоровьем, превентивных медицинских обследований, а не только пытается лечить болезни. Это должен быть партнер на всю жизнь.
Лозунг SQLAB — «Клиника для здоровых людей». Значит ли это, что вы не работаете с пациентами, у которых уже есть определенные проблемы со здоровьем?
В классификации болезней ВОЗ более 10 тыс. номенклатур, куда входит, например, и морщина. Даже у новорожденного хоть одна найдется. Поэтому считать, что понятие «здоровый» означает отсутствие болезней, — это стереотип. В таком случае здоровья вообще не существует.
Мы предлагаем альтернативный взгляд. Здоровье — это измеряемое благополучие, которое никогда не бывает идеальным, полным, которое постоянно меняется либо в лучшую, либо в худшую сторону под воздействием факторов внешнего мира и внутренней среды. Если взять этот процесс в управление, можно постоянно делать его лучше. Что-то может ухудшаться, но это нормально. Наличие заболеваний не делает человека нездоровым.
Когда люди приходят к вам? С чего начинается управление здоровьем?
Приходят по трем причинам. Первая — когда есть какая-то проблема. Например, повышен уровень холестерина в крови. Такая реакция возникает в ответ на появление дефектов внутренних стенок артерий. Чтобы «залепить» их, мозг дает команду печени поднять уровень холестерина. Побочный эффект — сужается просвет сосудов, нарушается кровообращение, повышается давление. Пациенту назначают статин. Это препарат, который блокирует цепочку выработки холестерина, нанося урон самой печени. Таким образом, холестерин на какое-то время снижается, но вместе с ним значительно снижается и качество жизни. Вот к чему приводит управление небольшим количеством параметров и использование малого количества подходов. В итоге, когда люди пробуют много вариантов решения проблемы, получают негативные результаты, они ищут альтернативу и приходят к нам.
Вторая причина — когда у людей есть страхи. Человека особо ничего не беспокоит, но он хочет избежать каких-то проблем. Например, в семье были родственники с онкозаболеваниями, и пациент хочет избежать этого. Мы даем такому человеку полную информацию о состоянии его здоровья и предлагаем активные меры, которые не дадут процессу развиваться. Это не просто профилактика, а измеряемое управление процессом.
И третья, наверное, самая распространенная причина — продуктивность. Людей редко интересуют параметры здоровья, если речь не идет об острых состояниях. Их интересуют конкретные важные вещи: семья, бизнес, социальная сфера, политика, спорт. В процессе работы мы помогаем пациентам выявить их настоящий запрос.
Вы говорили о работе с ментальной составляющей здоровья. Что входит в эту сферу?
Трансцендентальная медитация, молитва, а также нейрофидбек. Последний — технологичная процедура, которая проходит в клинике с помощью специального аппарата. Пациент ложится на кушетку, к его голове присоединяют шесть электродов, подключают наушники, снимают исходные показатели ЭЭГ и подают звук. Программа оценивает электроэнцефалографическую реакцию на этот сигнал, и, с учетом обработки этих данных, направляет обратную гармонизирующую связь. Если проходить процедуру регулярно, можно поддерживать свое ментальное здоровье.
Какие инновационные технологии вы используете в клинике?
У нас очень много отдельных инноваций, но также мы используем методы, которые существуют тысячи лет, и общепризнанные методы диагностики, например, УЗИ или ЭКГ. Наша главная инновация — то, что мы собрали все это в единую технологию.
Вторая инновация — мы предложили людям не просто оцифровать их здоровье, но и превратить его в непрерывный проект. Представьте, как сложно мотивировать работать человека, когда у него нет острой потребности! Мне кажется, это тоже инновация: предложить понятное техническое решение, которое не находится в сфере эзотерики, а относится к конкретным материальным вещам — параметрам, результатам анализов, ежедневному мониторингу.
Еще одна инновация: SQLAB — это первая клиника биохакинга в мире. Мы создаем здесь настоящих семейных врачей.
Если говорить об отдельных инновациях, то это, например, нейрофидбек. Также мы первыми привезли в Украину аппарат по оцифровке формы тела. Есть у нас и уникальный для Украины аппарат для офтальмоскопии, с помощью которого можно сделать фотографию глазного дна и оценить состояние нервов, микроциркуляции крови.
В 2019 году мы в офлайн-формате провели первый в Украине фестиваль биохакинга. На него были приглашены 250 лидеров мнений, параллельно проводились и лекции, и обследования.
Также именно мы дали первое определение биохакинга в Википедии. Когда открылась наша клиника, то без такого определения невозможно было существовать.
Наверное, SQLAB — одна сплошная инновация. Но в этом в какой-то мере и наша проблема, потому что хочется все делать уникально. Мы часто не используем простые, уже проверенные методы, например, в работе ресепшн. Но в медицине у нас баланс инноваций и проверенных методов. Наша основа — доказательная медицина плюс часть инновационных или давно проверенных методов, как аюрведа или акупунктура.
Мы рады, что надежные и продуктивные устройства Lenovo помогают развивать инновационные направления медицины, которые дают возможность людям перестроиться на проактивный подход к управлению своим здоровьем.