Определять тенденции на мировом рынке ПК — задача, с которой компания Lenovo успешно справляется. О том, как инновационные технологии влияют на рост украинского рынка потребительской электроники, об инженерных и дизайнерских решениях, геймерах в «белых воротничках» и украинских создателях виртуальной реальности читайте в интервью генерального директора Lenovo в Украине Тараса Джамалова.
По данным компании Gartner, Lenovo удерживает глобальное лидерство по объемам продаж на рынке ноутбуков. Как удается привлекать потребителей, учитывая, что рынок ПК проседает?
Способы завоевания рынка, когда он растет и когда не растет — абсолютно разные. Чтобы завоевывать рынок на подъеме, достаточно выступить с агрессивным ценовым предложением и хорошо работать с каналами сбыта. Даже если не можешь предложить лучшую цену, но даешь лучшие финансовые условия для партнеров, ритейл-сети и дистрибуции, ты завоевываешь рынок.
На падающем рынке ни один из этих механизмов не работает, здесь решает только потребитель. С появлением избытка предложений со стороны розничных компаний потребитель уже более взвешенно выбирает, какой бренд и какую модель купить. Почему мы в этой ситуации вернулись на первую позицию? Посмотрим на результаты последних нескольких лет всех отраслевых выставок, например, IFA, CES, где различные издания и эксперты дают награды как отдельным продуктам, так и брендам. Очень часто в рамках одной выставки за наши новые устройства мы получаем столько же наград, и даже больше, чем все остальные производители ноутбуков вместе взятые. Это значит, что наши продукты интереснее для потребителей. Мы намного больше уделяем внимание тому, какие инновации внедрять, чтобы они понравились людям.
Очень важно отметить, что эти награды касаются и инженерных, и дизайнерских решений. Например, в списках Red Dot Design исторически очень много наших моделей, которые занимают первые места как самые лучшие дизайнерские решения в своей отрасли. За счет чего мы этого достигаем? По дизайну — это отличная команда дизайнеров. Почему инженерные решения сильно отличаются от предложений остальных брендов? Lenovo — единственный производитель ноутбуков, у которого есть такое количество разных центров инженерных разработок (R&D-центров) по всему миру.
Исторически сложилось так, что часть этих центров мы развивали самостоятельно, а часть приобрели вместе с другими брендами. На сегодня у нас есть R&D в Китае, Японии, США и Германии. Из каждой страны, в каждой культуре мы собираем какие-то инновации, идеи, решения, которые технически не могут собрать другие бренды, поскольку они просто находятся «в своем маленьком миру». Наши же разработчики, обмениваясь опытом и решениями, достигают почти совершенства.
А не будет ли еще большего совершенства, если такой центр появится в Восточной Европе, например, где-нибудь у нас?
Если посмотреть на земной шар, Европа — очень маленькая в целом. И Германия очень близко к Восточной Европе…
Но ведь ментальность у нас другая…
Когда мы говорим об R&D-центре в Германии, это не значит, что там работают только немцы. Уровень трудовой миграции в пределах Европы очень высокий. Так, несколько лет назад к нам на пару недель приезжала девушка-украинка, которая работает в Medion (эта компания принадлежит нам в Германии) программистом в немецком R&D-центре. Так что там уже есть люди из Восточной Европы, в том числе украинцы. Когда на наших внутренних европейских мероприятиях мы встречаемся с коллегами из других стран, то видим поистине интернациональную команду. В целом мы настолько открытая компания, что все вакансии публикуются у нас на едином сайте для всего мира. И любой человек, в том числе украинец, может подать резюме и стать частью нашей команды.
Как аутсорсер, может ли украинский специалист сидеть в Киеве и работать, к примеру, на немецкий R&D-центр?
В том виде, в котором вы, скорее всего, это представляете, нет. Потому что есть вещи, которые сейчас невозможно делать самому и дистанционно. Чтобы вести инженерные разработки, мы говорим не только о «софте», а и о «железе», необходимо соприкосновение со всем этим, требуется оборудование, которое невозможно привозить в другую страну для каждого дистанционного сотрудника. Поэтому нужно пройти конкурс и переехать в страну, где есть R&D центр, и жить, и работать вместе с нами.
Однако мы привлекаем украинские компании делать для нас проекты, которыми, в том числе, пользуются во всем мире. Это не совсем найм сотрудников, но косвенно предоставление рабочих мест в других компаниях таким же талантливым людям. Приведу пример. Мы — главный партнер проекта Sensorama Academy, который обучает программированию виртуальной реальности. Уже были два выпуска по четыре проекта в каждом. А в прошлом году, совместно с разработчиками Sensorama Lab мы создали виртуальную прогулку по Киеву: любой человек, надев шлем виртуальной реальности и загрузив это приложение — оно абсолютно в свободном доступе на Steam или Microsoft Store — может ознакомиться с Киевом. Программный продукт «Киев: с утра до рассвета» полностью создан украинцами. Соответственно, мы прикладываем усилия к тому, чтобы именно украинские специалисты были востребованы в этом абсолютно новом сегменте рынка — виртуальной и дополненной реальности.
А какие решения по продвижению техники вы применяете у нас?
Об Украине, например, могу сказать, что мы — единственный вендор, который на серии своих устройств для бизнеса (ThinkPad и еще несколько серий) предоставляет гарантийный ремонт в течение пяти рабочих дней, вне зависимости от точки в Украине, где устройство было сдано в ремонт. Если вы находитесь, например, в Ужгороде, и у вас что-то произошло с таким ноутбуком, то максимум на пятый рабочий день после сдачи в сервисный центр вы получаете его назад полностью работоспособным. В Киеве этот срок, с большой вероятностью, будет с сегодня на завтра, если вы сдали ноутбук не в 6 вечера. Это, кстати, не означает, что обладатели ноутбуков ideapad будут ждать 14 дней, у нас все равно сроки ремонта кратчайшие.
Согласно отчету IDC, на украинском рынке Lenovo также занимает первое место по продаже ПК и ноутбуков. Чем привлекаете нашего потребителя? Какие линейки лэптопов самые популярные в Украине?
Мы в Украине не обходим стороной ни одну технологию, которая позволяет нам лучше удовлетворять потребности клиентов. Это касается не только инженерных разработок, на которые мы непосредственно не можем оперативно влиять, но и создания каналов сбыта, максимально удобных для клиентов. Нашу технику можно купить в наибольшем количестве магазинов в стране. По данным GfK, которая оценивает дистрибуцию, 96% всех розничных магазинов в стране могут предложить вам нашу технику.
Но самое важное, что мы создаем дополнительные сервисы, помимо гарантийного ремонта в короткие сроки. Lenovo — один из первых производителей, открывших собственный украинский колл-центр по обслуживанию клиентов. Когда вы обращаетесь в контакт-центр какого-либо международного производителя даже на украинский номер, то, с большой вероятностью, общаетесь с человеком из Польши или Венгрии, где находится колл-центр для восточноевропейских стран.
Несколько лет назад мы решили, что это не отвечает желаниям украинского потребителя, и создали свой контакт-центр где украинцы могут на удобном им языке и в удобной им манере обсудить любые вопросы и получить качественную консультацию. Мы также создали полностью локальный сайт, который дает высококачественный контент. В совокупности эти шаги и позволили нам выйти на первое место. К слову, первое-второе место мы держим уже много лет. Но в 2018 году мы существенно оторвались от ближайшего преследователя за счет того, что у нас все эти проекты внедрялись в 2017 году и уже в 2018-м они дали результат.
Значит, улучшения в сервисе дают результат быстрее, чем внедрение новых технологий?
Да, ведь, как правило, инновационная технология в любой отрасли сначала доступна только за очень большие деньги. Если мы посмотрим на автомобильную промышленность, то 20 лет назад автомобиль с АБС был роскошью, а сейчас в принципе запрещены продажи автомобилей без АБС. Требуется много лет, чтобы технология стала доступна широким массам. То же самое касается инженерных решений в ноутбуках. Например, технология быстрой зарядки, которая доступна в наших моделях для бизнеса премиального сегмента много лет, только полтора года назад появилась в самых недорогих сериях ноутбуков.
Когда же мы говорим об изменении той или иной услуги, будь то колл-центр, какие-то каналы коммуникаций или сервисное обслуживание, мы это делаем сразу для всех клиентов. Но любые действия влияют на потребление не мгновенно. Для начала должен сработать эффект сарафанного радио, когда люди, попользовавшись этими сервисами, спустя время говорят: «Да действительно мы попробовали с одним производителем, вторым — но здесь нам нравится больше».
Согласно еще одному исследованию, Statista Digital Economy Compass, на мировом рынке e-commerce сегмент потребительской электроники в прямых продажах уверенно занимает второе место после fashion-индустрии, а в Украине, по данным EVO, только третье. О чем это говорит? Для глобальных производителей электроники наш рынок менее привлекателен или, наоборот, более перспективен, ведь есть куда расти?
Для нас он, однозначно, более перспективный. Потому что есть такой показатель, как проникновение технологий в массы. Если в Западной Европе, например, каждая семья владеет компьютером или ноутбуком, у нас этот показатель около 60%. Если же говорить о конкретном человеке, людей без ноутбуков еще больше.
То есть, может быть один ноутбук на семью?
Да, один на семью из трех-четырех человек. Мы понимаем, что сдерживающим фактором для бурного роста потребления компьютерной техники в Украине является доход. И в этом смысле я с оптимизмом смотрю в будущее и надеюсь, что достаток среднего украинского потребителя будет увеличиваться, а соответственно, будет расти и рынок потребительской электроники.
Кстати, о доходах. На известном киевском рынке б/у-электроники — запустение. Продавцы жалуются, мол, людям на хлеб не хватает, не то, что на технику. С другой стороны, в торговых центрах от гаджетов ломятся полки. В чем дело? Это так усилился разрыв между состоятельными и бедными или люди хотят только новую технику? При этом вы сказали, что доходы не всем позволяют сделать такую покупку. Возможно, у вас есть данные, какой в среднем должен быть доход человека, чтобы он мог себе позволить хотя бы бюджетный ноутбук?
Считается, что типичный потребитель компьютерной техники — это представитель среднего класса, то есть люди, которые тратят не только на еду, а и на развлечения. Сюда можно отнести 90% жителей Киева. Я уверен, что и люди с зарплатой в 8 тыс. грн и более могут позволить себе компьютеры.
Почему же запустение на рынке б/у-техники? На мой взгляд, поведение потребителя при выборе компьютеров сильно изменилось, особенно это чувствуется в последние полтора года. Люди начали оценивать не только стоимость приобретения устройства, а и так называемую совокупную стоимость владения им, куда входит много других затрат, которые надо считать при приобретении. В частности, в совокупную стоимость владения нужно включить риски выхода устройства из строя. Поэтому лучше купить, скажем, за 10 тыс. грн ноутбук с гарантией на год и понимать, что он точно будет у вас в течение этого срока, чем купить б/у за 5 тыс. грн с пониманием, что «завтра» у вас этого устройства может и не быть. Также учитывается такой фактор как риск обмана — вы не знаете, что покупаете, когда приобретаете б/у-технику.
Важно и то, что мы, производители, совместно с ритейлом даем клиенту возможность взять компьютерную технику в кредит или рассрочку. К примеру, вы можете купить ноутбук здесь и сейчас, заплатив одну десятую цены (стандартной считается рассрочка на 10 платежей) и уже им пользоваться.
На всемирной выставке CES 2019 и украинской CEE 2019 Lenovo презентовала несколько новых моделей, включая устройства YOGA, в том числе и ноутбуки-трансформеры YOGA C930 и YOGA C730, которые представлены и в Украине, каков портрет покупателя именно таких гаджетов?
Наша компания была первой в мире, которая в 2015 году предложила форм-фактор конвертируемых ПК, когда экран и клавиатура могут вращаться друг относительно друга. Другие хотели делать их отдельно. Но сейчас даже наши конкуренты признали, что предложенный нами формат более удобный — почти все они производят конвертируемые ПК. Компания Lenovo выпускает все более инновационные устройства и предлагает их в Украине.
И украинцы все больше покупают?
Тенденция — это рост. Но если в западноевропейских странах доля конвертируемых ПК — более 10%, то мы отстаем в несколько раз.
Для нашего потребителя они еще дороги?
Верно, здесь уже важную роль играет средний доход. Одно дело купить бюджетный ноутбук, а другое — ноутбук из среднего, среднего+, а иногда и «лакшери» ценового диапазона. Но мы делаем все возможное, чтобы эта технология была доступнее. И сейчас есть на рынке Украины недорогие ноутбуки YOGA.
Кто покупатели этих устройств? Очень часто — это талантливая молодежь, которой ноутбук нужен на все случаи жизни. Например, творческие люди, работа которых связана с различными графическими программами. Для них есть специальные продукты — устройство с двумя дисплеями, возможностью сразу реализовать любую творческую идею в любом месте.
Что касается новой серии YOGA, наши инженеры проанализировали опыт людей, которые пользуются такими конвертируемыми ноутбуками, и пришли к выводу, что есть одна точка улучшения, которая будет принята людьми. При использовании ноутбука вы с большой вероятностью сталкиваетесь с таким моментом, как недостаточно громкое аудио. Это обусловлено тем, что технически сделать качественное звучание у ноутбуков, которые становятся все тоньше, не так легко. Но у YOGA C930 есть специальный саундбар, установленный в шарнир.
Независимо от того, работаете вы с ним как с ноутбуком, развернули как планшет, поставили как тент, — в любом положении звук будет направлен на вас. В этом новом устройстве, помимо саундбара, множество маленьких, но важных для пользователя изменений, которые стали возможными только благодаря опросам клиентов и внедрению их логичных пожеланий в новых моделях. На рынке Украины, к слову, ноутбук YOGA С930 только появился.
Какие еще новинки Lenovo из разных сегментов выйдут на украинский рынок в этом году?
Сейчас один из интересных сегментов, который в мире растет очень быстро, помимо конвертируемых ПК, — это гейминг, ноутбуки и ПК для игр. В прошлом году мы очень сильно пересмотрели свое отношение к игровому бренду Legion, потому что до этого все рассматривали игровые ноутбуки как устройства для какого-то очень узкого сегмента потребления, для людей-фриков. Мы думали, что геймер — это тот, кто ходит в кепке, целый день дома играет, но реальность оказалось другой.
Сейчас мы видим, что геймерами в той или иной мере являются в основном обычные офисные сотрудники, которые по вечерам, приходя домой, хотят уделить время своему любимому делу. Поэтому мы очень сильно изменили и дизайн, и «начинку» наших ноутбуков: они уже выглядят так, что человек может взять его в офис для работы. Внешний вид строгий, но, нажав пару кнопок, вы можете получить все, что хотите.
В этом году будет обновление серии Legion: ноутбуки станут еще более мощными, более удобными, с лучшим охлаждением. Плюс, что, наверное, будет востребовано в Украине, мы выпускаем еще одну серию ноутбуков, которые можно будет использовать для игр — это L340 Gaming.
Она будет не такая дорогая, какие отличия от Legion?
Да, там будут скромнее дизайн, охлаждение. Условно говоря, если Legion — это экстремальная машина, чтобы ни в чем себя не ограничивать, играть на максимальных настройках в играх, то L340 — это более доступные устройства.
Кстати, вы проводите турнир среди геймеров, как это позволяет улучшать функциональность ноутбуков?
Мы получаем фидбек от пользователей, передаем собранные мнения в штаб-квартиру, все это делается также посредством форумов, контакт-центров. И в результате — в каждом новом поколении внедряем изменения, привносящие комфорт для пользователей.
Чего еще ждать украинцам от Lenovo?
В этом году будет больше аксессуаров. Мы выяснили, что в Украине и по всему миру человек, когда приобретает себе устройство, хотел бы получить вместе с ним экосистему. Чтобы это было и красиво, и удобно. Мы также продолжаем привозить в Украину новинки планшетов, в этом году будет больше мониторов и, конечно, продукции из сегмента виртуальной реальности.
Расскажите о перспективных инновациях на мировом рынке.
Если говорить об устройствах, которые украинский пользователь, к сожалению, пока не увидит на полках, сейчас идет бурный рост сегмента электронных помощников, которые интегрируются в различные устройства, в частности, в умные колонки или умные экраны. Мы представили планшет, который, прикрепляясь к специальной подставке, становится смарт-ассистентом в вашем доме. Ему можно давать задачи, которые вы хотите делегировать, например, управлять вашим временем, какими-то событиями.
Раз мы заговорили о будущем, какие инженерные технологии могут сильно изменить облик ноутбуков и переконфигурировать рынок компьютерных устройств?
Реально изменить мир могут технологии дополненной и виртуальной реальности. В частности, в этой сфере ведутся несколько отдельных разработок двумя разными очень крупными компаниями. По двум направлениям. Одни разработчики идут в сторону того, чтобы шлем или очки виртуальной реальности могли считывать человеческую эмоцию. Фактически — это дополнительное чувство, интерфейс взаимодействия человека и машины. Как это может быть применимо? Допустим, вы смотрите какой-то фильм, а у него есть несколько сценариев, и в зависимости от того, как вы реагируете, вам показывают тот или иной сценарий.
Итак, одно направление — это считывание и понимание каких-то человеческих эмоций. А второе — упрощение интерфейса взаимодействия с человеком, но уже в обратную сторону: каким образом упростить визуальное восприятие. И здесь ведутся исследования по интеграции. Сначала хотели сделать дисплей, который можно будет вставить в глаз. Но дошли до нескольких десятков пикселей, которые можно показывать, а потом вдруг подумали: зачем нам это делать, когда можно сразу в зрительный нерв давать сигнал. Но на какой стадии разработка и через сколько лет или даже десятков лет это решение может быть реализовано, я сказать не могу.
Но при этом классический ноутбук, по вашему мнению, долго будет существовать, или его в ближайшее время заменят другие форм-факторы?
Если не учитывать такие технологии, как нейроинтерфейсы, то пока мы не перейдем на них, традиционные ноутбуки однозначно будут. Я, например, не очень верю в концепт сворачивающегося ноутбука, потому что эта технология, на мой взгляд, столь же сложна, как технология нейроинтерфейса, но она проиграет ему. Думаю, ноутбуки в таком же виде будут существовать очень длительное время, 10 лет как минимум.