1

Татьяна Лукинюк — генеральный директор Red Bull Украина: «Меня мотивируют две вещи: с радостью ходить на работу и с радостью возвращаться домой»

«Планировать на год вперед — это крейзи!» — проносилось у меня в голове. Я сама — списочный маньяк, но то, что делает Татьяна, могло бы стать отличным сюжетом для кино об успешной леди. Я перебегаю дорогу к месту встречи с ней, помня, что ее день расписан по минутам, и если я опоздаю, она наверняка приспустит воображаемые очки и посмотрит на меня с легкой ноткой укора. Уже интересно? Мне самой!

Конечно, я не опаздывала, но шаг на всякий случай не сбавляла. Когда я увидела Татьяну, позирующую на летней террасе, то сразу поняла, в чем ее крутость. В том, что ей в кайф! Прямо сейчас — фотографироваться на жаркой террасе, потом ей будет в кайф говорить со мной (судя по ее открытости во время интервью). А потом с неменьшим удовольствием она продолжит делать другие свои дела. Планировать на год — крейзи, если ты, как говорится, света белого не видишь. А она — живая, крутая, в моменте. 

Впрочем, давайте перейдем к сути. Вот о чем мы говорили с Татьяной Лукинюк — генеральным директором Red Bull Украина. 

Татьяна, расскажите, с чего начиналась ваша карьера? Связана ли она с какой-то детской мечтой?

Вряд ли можно встретить человека, который в детстве мечтал стать генеральным директором. Вообще я любила книги. Думала, что стану библиотекарем или директором библиотеки. Но у меня есть другая страсть — это английский. Я начала учить его в 6 лет и продолжаю до сих пор. В университете, а это была середина 1990-х, английский мало кто знал. И это оказалось моим конкурентным преимуществом на собеседовании. Свою первую работу я нашла за три недели, не имея никакого опыта в бизнесе, ни разу не открывая компьютер. Первая моя работа была с компанией Motorola, которая хотела создать в Украине совместное предприятие с «Украинскими радиосистемами» (УРС), и руководителям УРС нужен был переводчик — здесь и сейчас. Потому меня взяли через 20 минут после встречи.

Сколько вам было лет?

Девятнадцать. 

Вы переживали на собеседовании?

Сейчас уже не помню, но думаю, что нет. Я переживала, что не найду работу. Она мне нужна была очень, чтобы платить за универ. Но даже если не будет денег на него, то как-нибудь выкрутимся. Это скорее было любопытство: родители заставили поискать работу — поищу. А потом уже, когда пришла в офис, поняла, что мне очень нравится офисная работа, офисная среда. Я понимала, что могу проявить все свои таланты: английский, у меня высокая резистентность, высокая работоспособность, высокий запас энергии, и все это в офисной среде просто процветает.

tetyana-lukinyuk-red-bull-ukrayina_1

Есть люди, которые думают: «Я сделаю все это сам(а), хочу контролировать все процессы». Как вы думаете, чтобы достигать чего-то действительно крутого, насколько важно распределять работу?

Криэйторы или творцы, великие ученые очень часто — одиночки. У них есть какая-то небольшая группа, которая им помогает, но они — движущий мозг. То есть это так называемая карьера эксперта, когда ты достигаешь всего своим умом и своими личными усилиями с минимальной внешней помощью. 

Если ты хочешь быть лидером, руководителем, тогда, безусловно, без команды невозможно чего-то достичь. Это определенная эволюция и осознанное усилие — отдать то, что ты делал раньше сам, на откуп твоей команде. Доверять им, что они сделают это вовремя, качественно, согласно тем ожиданиям, которые у тебя есть. Главное — не ожидать, что сделают именно так, как сделал бы ты — вот это точно невозможно. Но команда может сделать по-другому, и это будет не хуже. Нужна готовность, с одной стороны, отдать, а с другой — принять работу, которая отличается от того, что ты себе нафантазировал. Это такой большой эволюционный путь, который нужно пройти от специалиста (или есть такое понятие «селф лидер», или «лидер оф селф», когда ты сам по себе) до уровня менеджера или топ-менеджера, когда ты лидер для других, когда ты достигаешь результатов руками других людей, мозгами других людей, необязательно своими мозгами.

tetyana-lukinyuk-red-bull-ukrayina_2

Вы как лидер много вкладываете своей энергии в проекты, много общаетесь с людьми. Наверняка, для этого нужно разбираться в психологии, иметь коммуникативные навыки. Как вы восполняете внутренние ресурсы? Чувствуете ли вы, что «я сегодня много отдала и мне нужно наполниться»?

Я сразу скажу, что у меня «неестественно высокий уровень энергии», и это угнетает некоторых людей. Например, когда мы ездим в отпуск с друзьями, то, сколько я всего могу посмотреть, сделать и провернуть, в разы отличается от того, что они готовы делать, видеть, пройти и т.д. То же касается и работы. 

Меня заряжает смена различных видов деятельности: с кем-то поговорить, посидеть и посмотреть анализ, потом сделать презентацию, ответить на письма, попереписываться в мессенджере по проектам, потом спросить апдейт по тому или иному проекту. Что меня «убивает»? Рутина, а еще — когда что-то не получается. И когда я прихожу домой, у меня сохраняется достаточно высокий уровень энергии, потому что я меняю вид деятельности. Например, вернулась домой, помыла посуду, хоп — сменила мозговую деятельность на физическую, и неплохо. Но бывают дни, когда, например, что-то не удалось или какой-то тяжелый разговор плохо прошел, или я получила какой-то негативный фидбек, тогда, да, моя батарейка очень сильно разряжается. Я прихожу домой и прошу семью, — мужа и детей (у нас их двое) — оставить меня в покое. Закрываю дверь в спальню и могу пробыть там до утра, а могу зайти на 40 минут, выдохнуть и потом продолжить. Но такое случается очень-очень редко. 

Я считаю, что энергия — это «мышцы», которые ты качаешь, и чем больше их тренируешь, тем больше у тебя энергии. Иногда я смотрю на свою неделю и думаю, что невозможно все успеть. Но все возможно, абсолютно все возможно, если от этого «прет». В качестве примера — я очень люблю читать, и мой стандарт был — две книги в месяц. То есть это была цель, на которую я ориентировалась. У меня есть знакомый, который сделал челлендж: 52 книги в год. То есть книга в неделю. Я смотрела и думала: «Какая чушь, невозможно читать одну книгу в неделю, это какой-то трюк. Потом у меня появился книжный клуб, и каким-то образом книги вписались в мою жизнь так, что я читаю от пяти до десяти книг в месяц. И я понимаю, что это не книга в неделю, это две книги в неделю. То, что мне казалось пять лет назад недостижимым, стало достижимо, если тебя  «прет» и хватает энергии. 

Вы пользуетесь техникой скорочтения или магией?

Я ходила на курсы скорочтения, но к чтению книг это не имеет отношения. Есть же книги, которые стоит читать внимательно и вникать, есть книги, которые не стоят тщательного чтения и разбора на цитаты. Например, детективы и фантастику я просто «пролистываю», если только там нет каких-то глубоких смыслов или аллюзий, а классику или качественную художку, конечно, я читаю внимательно.

Вы разделяете время на «сейчас я работаю», а «сейчас отдыхаю»?

Нет, я точно всегда на связи. Так всегда было. Я в принципе не разделяю работу и жизнь. Если есть такое разделение, то нет смысла работать, потому что работа — это часть жизни, такая же, как дом, семья, дети. Кто-то может возмутиться на тему того, как можно приравнивать работу и детей? Можно. Потому что мы реализовываемся в разных аспектах и занятиях, и если мы говорим о режиме, то в целом, за исключением сна, у меня постоянно происходит смена каких-то жизненных вещей, например, в течение дня я могу решать вопросы, связанные с семьей, но при этом спокойно проверяю почту в десять вечера, делаю презентации. У меня нет с этим проблем. 

В чем больше наслаждения — видеть результаты или идти к этим результатам?

В работе точно важны результаты, потому что, сколько бы ты ни делал проекты, как бы идеально ни старался их создать, все равно тебя будут оценивать по тому, в какие сроки ты это сделал, что это принесло компании и так далее. Поэтому в разных аспектах жизни процессы и результаты важны в большей или меньшей степени, но они точно не противопоставляются, а дополняют друг друга. 

Насколько человека формирует его окружение?

Когда я пришла в институт (моим первым вузом был лингвистический), я знала английский лучше, чем мои преподаватели, мне было неинтересно. Когда ты самый умный в комнате, ты не в той комнате. Я очень быстро поняла, что это не мой вуз и мне надо что-то с этим делать, появилась работа, и вот там я: «Опачки! Вокруг опять умные, образованные люди!». У них многому можно научиться, есть за кем тянуться. Все лучшие руководители в моей жизни (а их много было) учили, либо я училась у них самостоятельно. Когда у руководителей и у коллег есть таланты, которых нет у тебя, которые хочется наблюдать, которым хочется подражать, — это очень круто. 

Я знаю, что вы много преподаете и наверняка размышляли на тему будущего образования. В какую сторону ему идти, особенно сейчас, когда мы наблюдаем большие изменения в системе образования? Поделитесь своими мыслями по этому поводу.

Я преподаю в онлайне уже четыре года. Помню, как сначала думала, что онлайн-образование — это несерьезно. Сейчас, естественно, я думаю иначе. Но карантин помог понять это и остальным. Онлайн-образование — это серьезно и круто, это открывает новые возможности. Благодаря самоизоляции многие поменяли отношение к онлайн-обучению. Оно перестало быть пренебрежительным.

Когда студенты приходят на онлайн-обучение, они вдруг осознают, что нужно делать домашнее задание, есть сроки, и несмотря на то, что они заплатили за модуль, за курс, никто не будет делать им поблажек. Есть это ощущение, когда ты приходишь в вуз, мол, я пришел на платное, делайте мне разные одолжения. Ничего подобного. С тебя будут требовать, тебя будут оценивать, будут рейтинги, ты будешь видеть, что не вытягиваешь, будешь расстраиваться. Часто студенты к этому не готовы, жалуются, что им очень тяжело. Но потом они пишут с большой благодарностью: «Спасибо, это было нереально тяжело, но я прямо чувствую, как стал профессионально сильнее, как расширились мои знания, появился широкий маркетинговый кругозор». Вот это очень вдохновляет. И с точки зрения будущего образования, это бесконечно удобно — обучаться онлайн. 

Онлайн требует немного других подходов, потому что в классе ты можешь обучаться восемь часов, там смена деятельности, там ты пошел попил кофе, поговорил с кем-то и так далее. Здесь нет. Поэтому больше, чем два-три часа, занятие онлайн делать бессмысленно. Без сомнения, повысятся требования к преподавателям с точки зрения вовлечения студентов через экран. Это не так просто, если в классе ты можешь шутить, учащиеся шутят в ответ, бегать по классу, создавать какое-то движение, то в онлайне ты не можешь этого сделать.

Назовите пять–шесть профессий будущего. Какие навыки в ближайшее время — прямо must have?

Классика — это эмпатия и развитие людей, потому что все механизированное за нас скоро смогут делать роботы и искусственный интеллект, но они не смогут заменить человеческую составляющую бизнеса. Иногда я смеюсь, что в IT есть хеппинесс-менеджеры — те, кто отвечает за вовлеченность сотрудников. Да, это тоже будет иметь право на жизнь, и неважно, как это будет называться. Точно (с точки зрения прикладных навыков) все, что будет связано с несистемным анализом, с гипотезами из смежных ветвей науки, — нетривиальные идеи, как раз то, что не может сделать искусственный интеллект. 

tetyana-lukinyuk-red-bull-ukrayina_3

Как вы планируете свое время? Пишете ручкой или делаете это в гаджетах?

Я планирую приблизительно на 12 месяцев. Так как я работаю в международной компании, у нас есть определенный бизнес-цикл. 

Каждый месяц у нас бизнес-апдейты, есть период бизнес-планирования, плюс есть постановка целей, обсуждение результатов года. То есть год очень понятный с января по декабрь. И потом, понимая, что будет происходить в течение года, я вставляю свои личные планы: лекции, отдых, встречи книжного клуба. 

Планирую я в двух очень простых инструментах. Первый — Outlook Calendar. Он очень удобен, в нем прекрасно все. Я вношу время на планирование, продумывание стратегии, детализацию направлений и развитий и так далее. И туда же я вношу все личные записи, например, поход к парикмахеру, косметологу и прочее. Второй инструмент — записная книжка, в которой есть понедельные задачи. В среднем 40–50 заданий в неделю, будь то рабочие, преподавательские или личные. И, в зависимости от дедлайнов, я пишу, в какой день это будет происходить. Каждое утро я начинаю с просмотра этого списка дел, вычеркиваю все, что было сделано, и перепланирую оставшиеся дни. Это для меня работает идеально, мне нравится физически вычеркивать вещи из списка.

Я делаю так же (показываю свой блокнот). Даже если какую-то мелкую вещь записать и вычеркнуть — это уже хорошо. 

Вы не поверите, но иногда, если я ничего не успела сделать такого глобального, то мне нужно сделать что-то мелкое, чтобы вычеркнуть. 

Насколько важно иметь хорошую технику для того, чтобы это помогало в работе, а не мешало.

Начнем с того, что я всегда беру с собой ноут в отпуск и командировки. Я его использую во всех возможных смыслах для работы, для переписки, я пишу рецензии на книги. Все это я делаю только на ноутбуке, я не могу это делать в телефоне, потому что это занимает больше времени. Я печатаю слепым методом. Соответственно, у меня очень быстро работает мысль и очень быстро работают пальцы, поэтому, когда я набираю на телефоне длинные тексты, я схожу с ума, от того как это долго. Ответить на длинное письмо — только компьютер, потому что это намного быстрее. И для меня компьютер важен, потому что я работаю больше чем 20 лет, я понимаю, когда устройство «тупит», когда он недостаточно мощный. 

Мне очень нравится мой Lenovo с тачскрином. Во-первых, это круто, когда ты разговариваешь с человеком и одновременно делаешь что-то на сенсорном экране: «вааау». Во-вторых, это удобно, когда тебе не надо мышь тащить или еще что-то, ты быстренько на экране все сделал. Особенно если маленький столик и нет возможности использовать мышь. Поэтому для меня компьютер суперважен. Я хочу, чтобы он был надежен, долго держал заряд, чтобы у него был хороший звук и видео, и это все есть у Lenovo. 

tetyana-lukinyuk-red-bull-ukrayina_4

Что вам «надає крила»?

Бессомненно, Red Bull и люди, с которыми я работаю и дружу. Меня мотивируют две вещи: с радостью ходить на работу и с радостью возвращаться домой. И, если эти две вещи совпадают, то я считаю, что у меня гармоничная, наполненная жизнь, а если что-то не совпадает, тогда это как минимум повод двигаться вперед. 

Такие люди, как Татьяна, заряжают энергией и мотивируют искать себя в любимом деле, успевать больше, совершенствовать свои навыки. Компания Lenovo, создавая не просто «машины», а надежных ассистентов для решения самых разных задач, помогает своим пользователям двигаться бесконечно вперед.

Беседовала Саша Анкудинова

Поделитесь с друзьями

Также по теме

Рубрики

Разделы