1

ThinkPad и парус — набор успешного яхтсмена

Создатель школы 1.852 CLUB Алексей Куриленко, успешный украинский яхтсмен, признается, что в судоходстве главное — устойчивость. Когда ты в море и вокруг штормит, ты не можешь припарковать яхту у обочины и выйти. Нужно выстоять. В любой ситуации рядом должен быть послушный капитану парус и ультрапрочный ноутбук, который выдержит морскую сырость, качку и перемены погоды. Благодаря сверхзащищенному и надежному компьютеру капитан всегда сможет получить свежий прогноз погоды и проложить курс.

О том, что такое яхтинг в Украине, стоит ли сразу пытаться стать шкипером и как дорого обходится такое увлечение, — в интервью Алексея Куриленко для блога Lenovo. 

Навстречу мечте

В Украине хождение под парусом — хобби или профессия, которой можно посвятить жизнь?

Яхтсмен — широкое определение. Им может быть как спортсмен-олимпиец, яхтсмен-профессионал, который за гонорар гоняется в профессиональных командах, так и любитель, который по выходным выходит с семьей на яхте или любит путешествовать за границей. Для одних это профессия и способ заработка, для других — хобби.

Чтобы стать профи, нужно окончить институт физкультуры, работать тренером. Такой путь очень распространен и недооценен с точки зрения возможностей заработка.

Второй вариант — войти в профессиональную команду. Так, собственники гоночных яхт нанимают профессиональный экипаж, платят за это деньги — больше, чем тренеру спортшколы.

Третий вариант — работать капитаном на яхте, тоже за неплохие деньги, как в Украине, так и за границей. 

Зарабатывать на яхтах можно. В Украине сильная школа парусного спорта, у нас множество призеров Олимпиады, чемпионов мира.

С чего начинать человеку, который долго мечтал о яхтинге и наконец решил реализовать свою мечту?

Нужно желание и понимание, чего он хочет. Выступать на соревнованиях — это парусный спорт в чистом виде, либо выбрать яхтинг — отдых под парусом. 

Необходимая физическая подготовка зависит от класса яхты. Для так называемых атлетических классов яхт нужна высокая функциональная физическая подготовка. Существуют также технические классы яхт, где в большей степени требуется не столько физическая, сколько умственная деятельность и богатый опыт. Выбор есть всегда.

Чему придется учиться, чтобы ходить под парусом?

Первый вариант: люди приходят в школу яхтинга. 1.852 Club, которую я представляю, — одна из таких школ. Обучение там — это 15 трехчасовых теоретических занятий, которые включают в себя Международные правила предупреждения столкновений судов, морскую лоцию (описание морей и побережий для нужд судовождения — ред.), аспекты управления, устройство яхты и т. д. По сути это как автошкола: ПДД на воде, наука судовождения и навигация.

После этого человек проходит с нами офшорную практику (в открытом море — ред.). Как правило, это происходит в Средиземном море. Потом он сдает экзамены и получает международную лицензию. Теперь он может сам безопасно выходить в море и управлять яхтой при более-менее хорошей погоде, а также либо развиваться дальше на любительских соревнованиях, либо путешествовать с семьей и друзьями.

Второй вариант: обучить азам управления я могу также человека, пришедшего лично ко мне. Дальше он может обращаться к многочисленным собственникам яхт, любительским командам, участвовать в любительских соревнованиях. Часто собственники яхт прибегают именно к такой модели.

Почему ваша школа так называется — 1.852 CLUB?

Все просто: морская миля включает в себя 1852 метра. 

Aleksey_Kurilenko_ThinkPad_Logo

Устойчивость — первое правило яхтсмена и его ноутбука

Какая главная черта характера шкипера, капитана судна? И почему?

Одно из главных качеств моряка — умение терпеть. Важны хладнокровие, рассудительность, стрессоустойчивость. Море, холод, качка — ты постоянно подвержен неблагоприятному воздействию внешней среды. А яхта — это не автомобиль, который можно бросить у обочины в любой момент. Если ты уже попал в шторм, должен оттуда выйти. Лицензия обеспечивает возможность взять яхту и выйти в море, знания же помогают вернуться на берег (не пренебрегайте обучением).

Море не терпит ковбоев и лихачества, здесь все нужно делать наверняка. Ты должен уметь держаться в стрессовых ситуациях, принимать правильные решения и быть хладнокровным. 

С вами всегда ноутбук. Какой техникой вы пользуетесь?

У меня Lenovo ThinkPad T510. Он действительно прочный. Признаюсь, я даже не знал, что такое бывает. Мне подарил его старый товарищ — яхтсмен-ветеран Андрей Рягузов, когда пришел ко мне освежить запас знаний и получить международные и украинские права.

Когда я разобрался в этом ноутбуке, то просто влюбился в него. У него масса преимуществ, которые особенно важны в море, а это достаточно суровая среда для техники. 

Много раз случалось, что я его ронял. Или на открытый ноутбук попадала морская вода. Тогда я думал: ну все, ему конец. Но вода просто выливалась через специальные отводы на дне корпуса, не касаясь электроники, и ноутбук, как обычно, работал дальше. 

ThinkPad отличается очень мощным аккумулятором. Можно использовать также док-станцию и не переживать, что ноутбук разрядится в неподходящий момент.

Отдельная тема — TrackPoint на клавиатуре. Если руки мокрые или в перчатках, с обычным ноутбуком работать не получится, потому что тачпад не слушается. А с TrackPoint можно работать в любых условиях. 

Кроме этого, этот ThinkPad легко модернизируется: в нем можно заменить процессор, память, установить любые модули, веб-камеру, GSM-модуль для интернета. 

Aleksey_Kurilenko_ThinkPad_Botton

А зачем GSM-модуль? Как интернет ловит в океане?

Если это прибрежное плавание, то ловит, а далеко в офшоре не ловит. GSM-модуль удобен тем, что, приехав в любую страну, ты можешь купить карточку с интернетом. Тебе не нужно будет метаться по берегу, искать Wi-Fi, чтобы загрузить свежий прогноз погоды или карты. И при этом цена вопроса — $7–8 за карточку.

Алексей, как на судовождение и парусный спорт повлияло развитие интернета и высоких технологий? Как в связи с этим изменился яхтинг за последние десять лет?

Навигация — консервативная сфера, и изменения здесь происходят очень долго. Но развитие технологий повлияло достаточно сильно. Современные парусные суда оснащают подводными крыльями, которые уменьшают трение о воду и позволяют увеличить скорость. Набирая ее, яхта выходит на крылья и скользит на них. Благодаря этому она может идти в четыре раза быстрее ветра. При такой скорости нужно молниеносно реагировать на любые изменения в положении судна. Для этого на некоторых гоночных яхтах устанавливают аппаратно-программные комплексы оснащенные по следующей схеме: гироскоп – компьютер – привод на подводные крылья. Они реагируют на изменение крена и дифферента (наклон судна в продольной плоскости — ред.), ветра, со скоростью и точностью недоступной человеку тем самым стабильно поддерживая максимально возможную скорость.

Гаджеты стали портативными, появились сенсорные экраны. В море это очень удобно. Стали широко доступны программные комплексы для моделирования погоды, гидродинамических и аэродинамических условий, что существенно облегчает судовождение. Раньше надо было снять координаты GPS, нанести их на карту, проложить курс. И ты разворачивал карту, садился, просчитывал, чертил.

Сейчас все гораздо проще. Ты пальцем на экране указываешь свои путевые точки и программа сама прокладывает курс, с учетом осадки судна и других особенностей. Да еще покажет места на маршруте, куда ты можешь зайти поесть или заправиться.

Aleksey_Kurilenko_ThinkPad_Keyboard

Яхтинг. С чего начать. Расходы и лицензирование

Вернемся к вопросу стартового капитала. Какая сумма нужна человеку, чтобы начать заниматься яхтингом?

Стартовый капитал — купить жетон в метро, доехать до яхт-клуба и взять с собой бутерброд, чтобы не умереть с голоду. Есть масса вариантов: можно с кем-то выйти на воду, как-то помочь с содержанием яхты. Иногда это вообще может ничего не стоит. 

Что касается обучения в школе, то теоретическая часть обойдется примерно в 8-9 тыс. грн на дневном и около 3 тыс. грн — на заочном. Поездка на практику стоит дороже: оплата услуг инструктора,аренда яхты — от 650 евро и выше в зависимости от времени, региона. Например, Греция дешевле, чем Куба или Норвегия. Дальше — примерно 600–650 евро за аренду яхты, услуги инструктора-шкипера. Туристическая поездка обойдется в от 500 евро. Лицензия на управление яхтой — 300-450 евро. 

По срокам получается примерно полгода и 1200–1300 евро. Эта сумма выплачивается не сразу, а частями. Например, сначала нужно пройти обучение, практику, а лицензию можно оплатить позже — когда она понадобится. 

Какой тип яхт выбирают начинающие?

Зависит от цели. Если человек действительно хочет научиться управлять яхтой, нужно начинать с маленьких. Существует поговорка: маленькие яхты делают моряков, большие — приносят славу. На маленькой яхте быстрее понимаешь процессы взаимодействия «яхта – человек – стихия – вода – ветер». 

Потом, конечно, нужно походить на больших яхтах. Они отличаются инерцией, определенными особенностями управления. Нужно понимать, с чем придется взаимодействовать, когда вы будете кататься на них за границей.

Можно ли выходить в море на маленькой яхте?

Без проблем, но только в прибрежной зоне и днем. Такое судно не оборудовано ходовыми огнями — без них ночью в открытое море нельзя. Чтобы выйти на 2–3 дня, необходимо судно хотя бы 20 футов (около 6 метров — ред.) в длину, чтобы оно было с рубкой, укрытием, в котором можно спрятаться от непогоды, а также с ходовыми огнями. 

Какими должны быть судно и команда для трансатлантического путешествия, чтобы все прошло хорошо?

Должны быть выполнены требования к конструкции и оборудованию яхты. Допустим, на одноместном швертботе Laser вы легально не пересечете Атлантический океан. Да, были люди, которые пересекали его фактически, но, с формальной точки зрения, это неправильно и запрещено.

Что касается команды, программа-минимум — три полноценные ходовые вахты, когда есть рулевой и помощник (матрос), то есть минимум шесть человек с тем или иным опытом. 

Сейчас, к сожалению, много авантюристов, которые этим пренебрегают. Они организовывают команды, в которых только один опытный, подготовленный человек, а остальные — туристы, которые не только впервые идут через океан, а и впервые поднялись на борт. Но я бы трижды подумал и тщательно изучил информацию о составе экипажа, опыте рулевого, капитана. Внимательно выбирайте школу и людей. Тогда вы получите за свои деньги максимум удовольствия.

Купить VS арендовать

В одном интервью вы говорили, что содержать яхту в Украине дороже, чем в других странах. Что входит в ее содержание? Имеет ли смысл покупать яхту или можно просто арендовать?

Действительно, в Украине все, что связано с сервисом яхт, очень дорого. Хотя смотря с чем сравнивать. Если сравнить с Ниццей и Каннами, то дешевле, а если с Грецией, Германией — наверное, дороже.

Для понимания: на Ибице вы можете в одной и той же бухте переночевать и за 80, и за 400 евро. Все зависит от того, в какой марине (стоянка для яхт — ред.) остановитесь. В муниципальной это стоит 80 евро, причем она не только дешевле, а и ближе к центру города и туристическим «вкусностям». Цена не всегда зависит от качества. В каком-нибудь киевском яхт-клубе за стоянку яхты 35 футов возьмут 200 евро в месяц, в той же Греции, в Афинах — вдвое больше. 

Имеет ли смысл покупать? Я бы, наверное, не покупал. У меня  было бы так называемое судно day sailor — для дневных походов под парусом, чтобы время от времени отдохнуть с семьей. Это была бы небольшая яхта с низкими расходами. 

О каких расходах речь?

Эксплуатационных. В первую очередь это касается стоянки. Ведь судно на зиму нужно вытаскивать из воды на берег. Нужно платить за услуги подъемного крана, оплачивать зимнюю стоянку. 

Нужно проводить регламентные работы, даже по минимуму: покрасить подводную часть необрастающей краской (чтобы не росли ракушки и водоросли), проводить мелкий ремонт, сервисное обслуживание систем — двигателя, электроники (при ее наличии). 

Специфика яхты — она должна постоянно ходить, в противном случае она начинает погибать: в ней что-то ломается, загнивает. Яхту нельзя оставить на год на стоянке, а потом стряхнуть пыль и выйти на ней в море. Необходимо, чтобы она постоянно работала, — тогда яхта живет.

Чемпионы с Киевского моря

Украинские моря дружелюбны к начинающим яхтсменам? В какое море лучше всего выйти в первый раз?

Украина сильна своими яхтсменами. Валентин Манкин, трехкратный олимпийский чемпион в разных классах яхт, начал свой путь на Матвеевском заливе, продолжил на Киевском водохранилище и достиг впечатляющих результатов. Так что это вопрос желания. 

Везде хорошо, где есть вода. Можно заниматься и на Киевском море, и на заливе Оболонь(собачье гирло). Кстати, у нас выросло несколько призеров Олимпиады и чемпионов мира — они не только там росли, а и начинали оттуда. 

А вы?

Я родился в Бердянске и начинал на Азовском море. И ребята из Мариуполя (Валера Кудряшов — серебряный призер Кубка Европы, Иван Жукалин — победитель Кубка Европы) сейчас тренируются в Киеве, Мариуполе. Так что не локация имеет значение, а желание. 

Безусловно, хорошо, когда есть акватория, где дует. Возьмем, к примеру, озеро Гарда в Италии. Природа там устроена так, что ветер дует по часам, поэтому можно спланировать свои тренировки. У нас, к сожалению, не получится так планировать — погодные условия более хаотичны. Но при этом многие выросли на таких маленьких непредсказуемых акваториях и стали сильными яхтсменами.

Aleksey_Kurilenko_ThinPad_Navigation

Жизнь, полная преодолений и достижений — выбор сильных духом и смелых людей. Алексей Куриленко — из таких. Своим примером он доказывает, что даже с минимальной стартовой базой мечта «Хочу стать капитаном» осуществима, если есть стремление двигаться вперед.

Поделитесь с друзьями

Также по теме

Рубрики

Разделы