Виртуальная и дополненная реальность открывают массу новых возможностей для промышленности, образования, маркетинга. В ближайшие пять-десять лет эта сфера будет только развиваться. Поэтому VR/AR — лучшее вложение денег, времени и знаний.
Недавно мы опубликовали интервью с руководительницей Sensorama Academy Ульяной Автономовой, где она рассказала, кого и как в академии обучают работать с виртуальной реальностью. В продолжение темы мы поговорили с Кириллом Покутным — сооснователем проектов Sensorama Lab и Sensorama Academy. Кирилл рассказал о перспективах VR/AR в Украине и в мире, а также о том, как они с партнерами и коллегами внедряют виртуальную реальность в современную жизнь.
Кирилл, вы уже восьмой год работаете с иммерсивными технологиями. Почему вы выбрали именно эту сферу? Что тогда, в самом начале, подсказало вам, что это будет востребовано?
В 2010 году мы начинали с проектов в сфере мультисенсорного взаимодействия, разрабатывали крупноформатные интерактивные экраны. Один из наших первых проектов попал на всемирную выставку Expo-2010 в Шанхае. В рамках этого мероприятия участники представляют достижения своих стран за последние пять лет. Мы смотрели, на какие технологии делают ставку во всем мире, и понимали, что движемся правильно. Уже тогда было видно, что виртуальные технологии актуальны, что они лучше всего позволяют демонстрировать работу компаний.
Мы стали развиваться в направлении VR (Virtual Reality), и с тех пор реализовали порядка двухсот проектов. Преимущественно это были задачи в рекламно-выставочной сфере, где нужно показать инновационность компаний, новые подходы, которые они используют в работе. Каждая задача была для нас вызовом. Мы стремились применять самые передовые технологии, осваивали новые направления: проекционные системы, системы отслеживания движений, дополненную реальность.
Первые коммерческие проекты такого плана реализовали уже в 2011 году. Тогда еще не было достаточно мощных камер, отработанных алгоритмов, не было возможности действовать в режиме реального времени.
Но сфера развивается очень быстро. Каждые два года мощность компьютеров удваивается — это закон Мура, и он работает. Сегодня я хожу с фаблетом Lenovo Phab 2 Pro и не нарадуюсь возможностям, которые он открывает. Я сканирую им пространство или объект — и получаю готовую 3D-модель. Ее можно дальше обрабатывать на компьютере или сразу использовать для каких-то целей.
Например, вы заказываете мебель. Отсканировали пространство кухни, простенок, куда планируете поставить шкаф, и готовую 3D-модель с точными размерами передаете мастеру. Он сразу видит, что вам нужно, все параметры и нюансы.
Приложений, которые дают такие возможности, становится все больше. Это инструменты, позволяющие конструировать целые системы для решения бизнес-задач. Такие перспективы вдохновляют постоянно развиваться и искать что-то новое.
Какие из проектов вы можете назвать самыми интересными, самыми любимыми? Что затронуло вас больше всего?
Наверное, это те проекты, которые мы инициировали сами, без заказа со стороны. Например, виртуальный тур по Украине для выставки Expo-2015, или документальный VR-фильм «Чернобыль 360».
Дело в том, что компании-заказчики часто боятся запускать в работу новые технологии. Им неясно, как работать, если нет четкого представления, как они применяются, какой дают результат, какие нужны бюджеты, сроки, KPI.
Мы в Sensorama Lab понимаем эти страхи, и решили взять роль первопроходцев на себя: стали создавать прототипы решений, которые наглядно показывали бы бизнес-партнерам возможности VR/AR.
Один из таких проектов — виртуальный тур по Украине, который мы разрабатывали для украинского павильона на Expo-2015. Мы создали 3D-концепт совместно с украинскими архитекторами и визуализировали его в виртуальной реальности. На тот момент на рынке только-только появился первый VR-шлем для разработчиков. Мобильных шлемов еще не было вообще. Но мы понимали, что к 2015 году эти технологии точно появятся.
По замыслу создателей посетители на входе надевают мобильные шлемы виртуальной реальности и отправляются по маршруту павильона. Человек видит через камеры достопримечательности Украины, а в дополненной реальности — информацию о каждом объекте, дополнительные пространства, которые к этому объекту относятся. Периодически он полностью перемещается в виртуальную реальность, летит над украинскими полями, над какими-то производственными мощностями.
Там использовались и 360-видео, и трекинг-технология, которая отслеживает перемещение по павильону и показывает контент в зависимости от точки, в которой человек находится.
Когда заказчиком проекта выступаем мы сами, можно не ограничиваться рамками, которые обязательно есть в коммерческих проектах, и возможностями, которые есть на данный момент. Можно мыслить широко. У такого проекта нет конечной точки. Мы можем развивать и дополнять его год-два-три, по мере того, как на рынке появляются новые технические решения.
Так происходит с фильмом «Чернобыль 360». Он начался с документальной 360-съемки. Мы показали ее в Испании на выставке, посвященной VR, получили хорошие отзывы и стали дорабатывать.
В следующую версию уже включили интерактивный опыт: возможность измерять радиационный фон, переключаться, выполнять какие-то действия. В 2016 году, перед тем, как старый саркофаг накрыли аркой, мы отсканировали квадратный километр площади станции, запечатлели ее для музея, для образовательных проектов. Сейчас работаем над туристическими маршрутами. Хотим добавить в них иммерсивный опыт, чтобы турист, проходя маршрут, видел у себя в планшете или смартфоне истории людей, которые здесь жили и работали, находил какие-то артефакты.
Кирилл, в каких сферах, кроме развлечений, рекламы и образовательных проектов, уже используется виртуальная реальность? Куда она придет в ближайшее время?
Стратегически важное направление сейчас — решение промышленных задач. Это подготовка кадров, которые смогут эффективнее использовать и обслуживать оборудование, выполнять производственные задачи.
Вот пример. Система машинного обучения дает прогноз: из-за ухудшения погодных условий может выйти из строя такая-то турбина. Руководитель направляет команду сотрудников на замену оборудования. Но вначале их нужно обучить. Система создает цифрового двойника этой турбины, воспроизводит все возможные сценарии поломки, и люди отрабатывают все эти сценарии в VR/AR-среде. Когда турбина действительно выйдет из строя, они поедут устранять поломку полностью подготовленные и оснащенные.
Такие вещи еще лет десять будут очень перспективны, поскольку тема Индустрии 4.0 набирает обороты. Boeing, General Electric уже используют на своих производствах дополненную реальность. Их результаты показывают: с такими технологиями люди работают на 25–30% эффективнее.
Кирилл, а как ваш бизнес, такой масштабный и перспективный, перерос в создание лаборатории и обучение молодых специалистов?
Погружаясь в иммерсивное направление, мы видели, какие возможности оно открывает во всех сферах жизни. Социальная сфера, развлечения и образование, медицина и индустрия — да почти везде. Но людей, которые знают, как с этим работать, еще недостаточно.
Мы делимся опытом, обучаем желающих и тем самым развиваем VR-сферу в Украине, способствуем тому, чтобы на мировом рынке появлялось больше качественных украинских проектов. Для этого и создали Sensorama Lab и Sensorama Academy.
Интересно, что в какой-то момент темой VR мало кто интересовался. Мы стали ее развивать, и другие люди тоже стали загораться. Это очень интересный процесс, когда люди объединяются вокруг одной идеи и параллельно развивают ее, каждый в своей нише.
На самом деле все, кто работает с VR, сейчас находятся в равных условиях. Мы много общались с коллегами из разных стран, были в их лабораториях, можем с уверенностью утверждать. Не важно, где вы находитесь: есть интернет, службы доставки. Вы заказываете оборудование, через пару недель его получаете и изучаете сразу на практике. Эти возможности нельзя не использовать.
Вы часто проводите тематические комьюнити-ивенты. Как вы выбираете темы для этих мероприятий? С какими вопросами люди приходят на них?
Если мероприятие проводится в университете, мы подбираем тему, близкую к направлениям, которые там изучают. Стараемся показать студентам связь VR с их будущими профессиями. Если же это встреча для IT-сообщества — подбираем актуальные темы.
Мы постоянно мониторим, что происходит в мире, какие появляются решения, технологии, новые подходы к созданию технологических проектов. Бывает, что за пару дней до мероприятия появляется новая информация. И мы стараемся быстро адаптировать программу встречи к свежим изменениям.
Иногда наоборот — мы задумываем программу, а через несколько дней какая-то крупная корпорация анонсирует мероприятие или решение в этом же направлении.
Когда постоянно находишься в этом информационном поле, обновляешься вместе с ним, ты начинаешь говорить на одном языке со всеми сопричастными, даже мыслишь в одном ключе с ними. Так и получается, что мы каждый раз выбираем самые актуальные темы, которые максимально обсуждаются в мире.
Ребят, в свою очередь, всегда интересуют передовые практики, способы применения, какие-то инсайдерские истории, кейсы. Да, в интернете всегда можно узнать о свежих обновлениях. Но одно дело — прочесть новость в сети, а другое — получить аналитический разбор, ответы на вопрос «Как это все применить».
Расскажите о Sensorama Academy. Какие планы у вас в отношении этого проекта? Чем обучение в академии отличается от обучения в вашей лаборатории?
Задачи лаборатории — создавать прототипы, решения, выдвигать гипотезы и проверять их на практике. А академия нужна, чтобы дать людям знания, с которыми они смогут в дальнейшем прийти в лабораторию, и разрабатывать, тестировать, проверять.
Академия — это базовый шаг в этом направлении. Человек прошел курс, выполнил свой первый проект, и ментор дает ему направление: где получать информацию дальше, с чем экспериментировать, на какие направления обратить внимание.
Кроме академии и лаборатории, у нас есть еще и Sensorama Studio, которая выполняет коммерческие проекты. Она тесно связана с рынком, с клиентами. Благодаря ей мы понимаем, что сейчас востребовано, и можем своевременно корректировать обучающие программы. Мы смотрим на самые частые клиентские запросы и предлагаем ребятам сделать на эту тему какие-то тестовые проекты для портфолио, поэкспериментировать, исследовать, что работает хорошо, что лучше. А когда рука уже набита, можем предложить выполнить коммерческий проект или даже говорить о долгосрочном сотрудничестве.
Кирилл, слушатели Sensorama Academy создают и тестируют свои проекты на устройствах Lenovo. Почему вы выбрали именно этот бренд?
На сегодняшний день нет другой компании, которая предоставляла бы столько решений для работы с VR/AR. Я был на выставке электроники CES в Лас-Вегасе и видел, что предлагает Lenovo. 3D-камера для создания контента, VR-шлем Lenovo Mirage, очки дополненной реальности Star Wars Jedi Challenges, которые компания сделала совместно с Disney, VR-шлем Lenovo Explorer для Windows Mixed Reality.
Есть предложения как для промышленных объектов, так и для обучения и повышения эффективности персонала. Сервисные решения Lenovo минимизируют время на ремонт оборудования, которое вышло из строя. Сокращается время простоя, снижаются издержки компании. Все это делает Lenovo идеальным партнером.
Планируете ли вы еще какие-то проекты?
У нас есть интересный образовательный проект City для детей с аутизмом и другими особенностями. Ребята с помощью VR-технологий осваивают тему общественного и личного пространства и понемногу социализируются. Они рисуют 3D-модели своих квартир, школ, стадионов, парков и т.д. Все это потом моделируется в один общий город, и они будут ходить друг к другу в гости.
Еще один проект — локальный контент, который тоже может найти применение в школе. Он дает возможность под другим углом взглянуть на свой город, заметить вещи, которые в реальной жизни не видны. Например, чтобы увидеть рассвет с вершины «Родины-Матери», нужно очень рано проснуться, приехать в Музей истории, подняться на монумент и оттуда наблюдать, как встает солнце и какой роскошный вид открывается на Киев. А виртуальная реальность помогает увидеть эту красоту, не совершая особых подвигов.
VR-проекты, даже локальные и волонтерские, невероятно расширяют возможности человека. Подобным скачком было появление мобильной связи. А VR — это следующий шаг в развитии. Я уверен, что за VR-технологиями будущее, и уже в ближайшие годы они существенно изменят мир.
Мы в компании Lenovо убеждены, что иммерсивные технологии в ближайшие годы существенно изменят мир. Подобным скачком в технологическом развитии было, разве что, появление мобильной связи. VR — следующий шаг, который еще больше увеличит возможности человека.
Мы рады быть проводниками и участниками этих перемен. В частности, мы готовим еще ряд проектов совместно с Sensorama. Что это будет? Обязательно расскажем! Следите за нашими публикациями.